Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 29 мар 2024, 01:19

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике. Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013, 00:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
День военной разведки — 5 ноября
11 июня 1891 г. утвержден Знак "Разведчик 1-го разряда"(в кавалерии). Знаком награждались нижние чины, состоявшие в специальных командах разведчиков в кавалерии и казачьих войсках. Носился на мундире, рубахе и шинели на правой стороне груди.Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013, 02:11 
Интересный факт - было " разведчик 1 разряда" . Наверное и 2-го и 3-го было.
Провести параллель на современность - есть "разведчик 1 класса" ( 2-й, 3-й разумеется есть).
Интересно, а в старые времена была военно-учётная специальность? И как обозначалась?
Козьма Крючков с казаками были разведчиками, или просто назначеные в разъезд? Кто знает?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013, 07:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3051
Откуда: Владивосток
На фотографиях, выше, по моему, знаки за отличную стрельбу, они похожи с "разведчиком" но только издали.
Изображение
http://antikvariat.ru/military/2848/?PAGEN_1=7

тимофей писал(а):
Интересный факт - было " разведчик 1 разряда" . Наверное и 2-го и 3-го было.
Провести параллель на современность - есть "разведчик 1 класса" ( 2-й, 3-й разумеется есть).
Интересно, а в старые времена была военно-учётная специальность? И как обозначалась?
Козьма Крючков с казаками были разведчиками, или просто назначеные в разъезд? Кто знает?

Казачий разъезд это ещё не разведка, разведка в те времена возможно имела некую иную компоненту, скажем, рейд по тылам противника, проникновение в расположение вражеских войск с использованием переодевания и т.д.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013, 10:43 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 20 фев 2012, 23:04
Сообщений: 1630
тимофей писал(а):
Интересный факт - было " разведчик 1 разряда" . Наверное и 2-го и 3-го было.
Провести параллель на современность - есть "разведчик 1 класса" ( 2-й, 3-й разумеется есть).

Для обозначения мастерства по воинской специальности в Русской Императорской Армии и Русском Императорском Флоте существовало всего два разряда 1-й разряд (наивысший) и 2-й разряд. Естественно, что были и безразрядники. Присвоение разряда подразумевало определённую по времени и беспорочную выслугу в должности, а также экзаминовку по общевоинской подготовке, теории и практике своей специальности.
Вобщем, сейчас аналогично, только "классов" в два раза больше.
тимофей писал(а):
Интересно, а в старые времена была военно-учётная специальность? И как обозначалась?

Смотря о каких "старых временах" говорить.
Если говорить о затронутом времени в данной теме, то да, специальности уже были.
Обозначались они в документах, а также для различия военнослужащих применялись особые знаки и шифры на погонах, нарукавные знаки различия (особенно в РИф).
Хотя естественно, такого разнообразия воинских специальностей не было.
Казаки - разведчики конных полков и конно-артиллерийских батарей имели свой отличительный знак - узкую унтер-офицерскую галунную нашивку вдоль погона по центру.

Изображение

Нужно также отметить, что далеко не во всех казачьих полках разведочные команды были штатными. Даже в военное время. В отличие, скажем, от пулемётных команд. Чаще это были нештатные команды, сформированные из охотников (добровольцев) одной из полковых сотен под командой кого нибудь из младших офицеров данной сотни, либо даже вахмистров. Соответственно, и разведывательная подготовка этих военнослужащих была второстепенной.
Цитата:
...разведка в те времена возможно имела некую иную компоненту, скажем, рейд по тылам противника, проникновение в расположение вражеских войск с использованием переодевания и т.д.

Полковая разведка тогда таких задачь не имела. Впрочем, как и сейчас.
Подобные задачи (развед. операции в тылу противника) ставились пластунским батальонам Кубанского Войска. Собственно, других пластунских подразделений не было.
Рейды по тылам - отдельная тема. Рейды не носят самостоятельные разведывательные задачи. Они в рейдах всегда второстепенные. Основные задачи рейда - введение противника в заблуждение относительно истинных намерений командования, нарушение коммуникаций, дезорганизация управления, снабжения, отвлечение и сковывание сил противника на себя и т.п. Понятно, что для этого могли привлекаться специально сформированные отряды, и даже крупные соединения, до дивизионного и корпусного звена.
Разведгруппа не рейдирует. Она выполняет разведывательный поиск без "шума и пыли", иногда позволяя себе налёты и засадные действия.
А вот всякие фокусы с переодеваниями характерны для агентурной разведки. Это уже совсем не полковой уровень, и даже не корпусной / армейский.

тимофей писал(а):
...Козьма Крючков с казаками были разведчиками, или просто назначеные в разъезд?...

Для точного ответа на этот вопрос нужно найти штатку 3-го Донского атамана Ермака Тимофеевича казачьего полка.
В доступных источниках данные разнятся.
Где-то говорится о разведочном отряде, а где-то упоминают о сторожевом дозоре.
Однако, на всех доступных немногочисленных фотографиях нашивка конного разведчика на погонах отсутствует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013, 17:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 окт 2013, 19:46
Сообщений: 291
"Хлопци при пластунах": период ученичества

Период ученичества в воинской культуре казаков совсем недавно стал предметом специального исследования [1]. Однако наряду с серьёзными постановками проблемы изучения подготовки молодёжи к казачьей службе (Н.И. Бондарь, М.А. Рыблова, А.А. Шахторин, Б.Е. Фролов и др.) в литературе накопилось на этот счёт немало мифов. Особенно это касается боевой подготовки пластунов, в которых видят «славянских ниндзя», прообраз спецназа, характерников, обладающих «тайным знанием». Преуспел в этом львовский историк Тарас Каляндрук, автор книги «Тайны боевых искусств Украины». Обвинив «оккупационную историографию» в стремлении затушевать наличие у запорожцев серьёзной разведывательной организации, он выстраивает преемственность «разведшколы непроходимых плавней» от арийских военных союзов, отождевстлявших себя с волчьими стаями, и от царства древних-воительниц амазонок [2]. Современные попытки реконструкции национальных боевых искусств на Украине отличает замифологизированность и политизированность. Это проявляется в ориентации на язычество, враждебном отношении к православию (что вообще-то не присуще украинскому народу) и в пропаганде узколобого национализма. Немногим отличаются от своих украинских «коллег» и отечественные подвижники «пластунского стиля», пытающиеся обставить подготовку пластунов таинственностью и мистикой. В данной работе предпринята попытка реконструкции периода ученичества подростково-юношеской субкультуры кубанских пластунов в эпоху Кавказской войны 30-х – 60-х годов XIX века.

Кубанский историк Б.Е. Фролов справедливо указывает, что в исследуемый период пластуны считались аристократией Черноморского казачьего войска [3]. Войсковое начальство сознательно отбирало в пластунские отряды людей «предприимчивых, мужественных, неусыпных», желавших «не ударить в грязь лицом в рыцарских доблестях» [4], как-бы культивируя этот элитный тип [5]. Однако и у самих пластунов сложилась своеобразная система отбора в свои ряды.

Путь в пластуны

Источники первой половины XIX в. отмечают 3 основные пути в пластуны. Во-первых, это естественный механизм преемственности поколений. «В семьях пластунов, – отмечает Н.И. Бондарь, – мальчик начинал сопровождать отца примерно с 10 лет в качестве «михоноши», постигая постепенно тонкости пластунского ремесла» [6]. В лексике кубанского казачества присутствовали 2 основных значения слова «мехоноша»: 1) мальчик, выступающий в роли помощника пластуна; 2) участник обряда хождения с козой [7]. Если применение этого понятия в обрядовой практике представлено в этнографической литературе [8], то отдельные характеристики воинской составляющей содержатся лишь в источниках первой половины XIX в. И это вполне закономерно, поскольку с окончанием Кавказской войны и распространением на пластунские батальоны уставных положений регулярной пехоты постепенно был утрачен элитарный статус стрелков-разведчиков прикубанских плавней [9].

Во-вторых, пластуны принимали в свои ряды сыновей погибших товарищей. И.Д. Попка отмечал: «Эти разборчивые и взыскательные подвижники принимают, не говоря ни слова, и даже сами зазывают в своё товарищество какого-нибудь необстреляного «молодика», который ещё не перестал вздыхать «по вечерницам» своего куреня и ещё не успел представить ни одного опыта личных служебных достоинств, но которого отец был славный пластун, сложивший свои кости в плавне» [10]. Здесь возникает соблазн провести преемственность от молодиков-запорожцев и паробков, выполнявших роль военных слуг, что нередко и делается в ряде современных популярных работ. В среде запорожского казачества к «молодикам» относились юноши, приставленные к взрослым казакам в «услуженье». Они проходили при «записанных казаках» своего рода обучение и подготовку для вступления «в козацкое звание». Нередко их подвергали ритуальным осмеяниям и испытаниям: хождение над днепрвской кручей по колоде после выпитой горилки, скачка на необъезжанном коне. Если «молодик» успешно проходил все испытания, его допускали к участию в военном походе. После того, как он проявлял себя достойным воином, его причисляли в качестве полноценного казака к одному из куреней, давали новое имя, символизирующее рождение в новом качестве казака-воина [11].

Но на Кубани институт «молодиков» к началу XIX в. давно утратил свою воинскую функцию. Не случайно И.Д. Попка пишет о «молодике», завсегдатае «вечерниц» своего куреня. Эти сообщества были хорошо исследованы этнографами конца XIX в. на примере украинского парубоцтва. «Наблюдая «парубоцтво» в современном его состоянии, нельзя не видеть, что многое из того, чем оно живёт и обставлено теперь, с мелочною даже обрядностью, есть остаток давно минувшей жизни, где нередко дух и смысл давно испарились и осталась одна только форма», – писал в 1887 г. Валериан Боржковский [12]. Эти слова вполне можно отнести и к первой половине XIX в. Ф.А. Щербина, вспоминая о своём детстве в станице Новодеревянковской, писал, что организации парубков «в жизни молодёжи преследовали цели, связанные с обычаями праздного и бытового времяпровождения. Я не помню да и не знал в детстве всех тонкостей в порядках парубочих громад, но знаю, что когда в Деревянковке дивчата «щидровали» или «колядовали», то парубки участвовали в качестве мехоношей и охранителей щедрующих и колядующих дивчат, а добытые колбасы, кендюхи, сало, кныши, паляныци и пр. были общим достоянием парубков и дивчат» [13]. «Хлопец» становился «парубком», достигая 16–17 лет [14].

Таким образом, если в древнерусских былинах парубок – это товарищ-слуга богатыря, его оруженосец, а термин «паробок» в значении военного слуги употреблялся еще в XV в. [15], то в первой половине XIX в. «парубоцтво» утратило свои воинские функции и являлось лишь возрастной организацией сельской молодёжи. При приёме в пластуны имел значение не сам статус «молодика» с несуществующими уже боевыми традициями этого интститута ранннего казачества, а принадлежность «парубка» к пластунскому роду.

Наконец, в-третьих, по словам Я.Г. Кухаренко, «при пластунах хлопци были, что сами пластунство выбрали. Тут они вырастали, выучившись характерству, делались пластунами» [16]. Под словом «характерство» И.Д. Попка понимал «всякое волхование на случайности войны, а особенно заклинание или знамение, ограждающее воина от раны в бою» [17]. «Характерство» было связано с миром народных представлений и арсеналом методов борьбы с «нечистой силой», которой нельзя противостоять обычными средствами. К сожалению, нынешние популяризаторы «тайного знания» пластунов абсолютизируют эти народные верования и рассказывают о казаках, способных оставаться неуязвимыми для пуль и клинков. Непонятно только, почему с такими чудо-воинами на казаков вообще кто-то осмеливался нападать, и где были эти неуязвимые, когда черкесы вырезали защитников черноморских кордонов? Очевидно они, как не без сарказма пишет современный исследователь черноморского казачества, превращались в тростник и, «покачиаясь на ласковом ветру, наблюдали со стороны за резнёй» [18].

Слова Я.Г. Кухаренко о «выучивании характерству», по-видимому, надо понимать расширительно: приобретались боевые навыки, усваивались народные знания, включавшие, в том числе, и представления ирационального характера.

Детство

Начальная веха воспитания пластуна обозначена в источниках достижением десятилетнего возраста. Однако постепенное вхождение в воинский мир начиналось уже в младенчестве. «Татары шли, ковылю жгли», – пела мать, укачивая малыша, укореняя в его сознании главное предназначение казачества – защиту родной земли [19]. Старый пластун Митрофан Седых вспоминал, что «едва мальчик начинал «базикать» и понимать разговор, ему всегда рассказывали о злодействах «азиятов», об их набегах и грабежах. С малых лет все казачата знали о тех ловушках, которые устраивали черкесы на пластунов» [20]. В детский период закладывалось представление об особой значимости военной службы пластунов и. соответственно, об избранности данной социальной группы. Огромную роль здесь играли рассказы старых пластунов, собиравших вокруг себя ребят. Ф.А. Щербина в воспоминаниях о своём детстве писал, с каким восхищением дети слушали рассказы бывшего пластуна Костюка «про горы и море, про леса в горах и охоту в них на кабанов и коз, про набеги черкесов на черноморские станицы и про проделки пластунов в черкессих аулах» [21]. Такие рассказы способствовали оформлению героического ореола вокруг службы пластунов.

Формированию необходимых качеств у будущего пластуна способствовали детские подвижные игры круглый год на свежем воздухе. Состязания в беге босиком на дальность, по разложенным на земле растениям с шипами воспитывали морально-волевые качества, связанные со способностью переносить болевые ощущения [22]. Ряд игр – «Перетяжка», «Верёвочка», «Вилюшки», «Черкесы», «Комар» и другие – были направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости. Особую роль играла в воспитании будущих пластунов игра «Комар», которой на досуге забавлялись и взрослые казаки. На одном из рисунков, выполненом в серии иллюстративных корреспонденций с театра русско-турецкой войны 1877–1878 г. изображён эпизод игры кубанских пластунов «в комаря» [23]. Детская игра «Комар» зафиксирована в этнографических материалах 80-х годов XIX в. «В игре этой участвуют трое, – писал учитель станицы Хасав-Юртовской, – из них один становится посередине, прочие по бокам, лицом все в одну сторону. Для удобства игры боковые раздвигают ноги приблизительно на ¾ аршина, а средний (комар) на аршин; кроме того средний наклоняется, а боковые закрывают щеку. Обращённую к среднему, – левый правою ладонью, а правый – левою, приготовившись таким образом к защите от ужалений комара. Игра состоит в том, что средний, сложив ладони наподобие трубочки, начинает в них жужжать, подражая комару и стараясь при этом ужалить то того, то другого, что выражается ударом по щеке. Каждый из стоящих по бокам, в свою очередь, следит за действием комара, и тот, кто почувствует жало на своей щеке (боковые не имеют права ударять комара, не почувствовав его жала), в тот же момент старается быстрым ударом сбить шапку с комара. Коль скоро это достигнуто, то комар и победитель меняются ролями и игра начинается снова» [24]. С.Г. Александров, специально изучавший детские подвижные игры кубанского казачества, так формулирует задачи игры в «комара»: «Формирование простейших навыков ведения единоборств в стандартных условиях с ограниченным числом разрешённых действий; развитие чувства дистанции; воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности» [25].

Роли участников этой игры глубоко символичны. Комар – символ чужого мира, мира черкесов, которому в плавнях противостояли пластуны. Не случайно в культуре казаков кровососущие членистоногие принадлежат к «дьявольскому творению» [26], а участвующих в набегах на казачьи станицы горцев называли «косматыми дьяволами» [27]. По-видимому, закрепляло такое отношение к миру участие детей в Троицком обряде «вождения комаря», в котором действия основных персонажей – хлестание веткой, подпрыгивание, кручение «характерны для представителей потустороннего мира, олицетворяемых ряжениями» [28]. Пластуны учили детей, что комары не только нещадно жалят в плавнях казаков, но и своими «атаками» выдают черкесам пластунские засады: «А какое добро в плавнях? В Весеннюю и летнюю пору там полно комара и мошки. Над проходящим или сидящим человеком эти кровожадные насекомые, жалящие как крапива, сгущаются в облако пыли, крутимой вихрем, – и их усиленное гудение даёт заметить сторожкому психадзе, где приготовлена ему засада» [29]. Если для борьбы с миром человеческим необходимо было воспитывать физические, воинские качества, то для борьбы с нечеловеческим, дьявольским миром надо было учиться «характерству» – воинским охранительным молитвам и заговорам [30]. Приобщение к молитве и обучение происходило уже с трёх- пяти летнего возраста [31]. С заговорами знакомили, видимо, позднее, уже в период непосредственного ученичества у пластунов.

Подготовка пластуна

С десятилетнего возраста мальчик вступал в мужское культурное пространство. «Сначала он ходил за батьком в роли «мыхоноши», т.е носил хлеб, построму, посылался за продовольствием в куринь и исполнял другие мелкие поручения», – вспоминал Митрофан Седых [32]. Я.Г. Кухаренко очерчивает следующий круг обязанностей «мехоноши»: «Тем временем, пока пластун охотится в плавнях, хлопец его из куреня оббегает расставленные на тропках капканы, ступицы, силки; выбирает, что попалось, снимает шкурки. Потом перемоет всякую ловчую утварь (потому что зверь на окровавленный капкан или ступицу не пойдёт) и вновь расставляет их по потаённым тропкам» [33].

«Отец его («мехоноши». – О.М.) – обращал особенное внимание на то, чтобы его «хлопьяк» умел ориентироваться в плавнях и в лесу. Показывал ему особенные приметы в лесу и плавнях, тропинки, известные лишь ему одному, по которым он выслеживал зверя и черкесов, постепенно приготовляя его к осторожности, смелости и научал различным военным хитростям, на которые так были изобретательны пластуны и щеголяли ими в военное время» [34]. Пластуны учили выбираться из выкопанных черкесами и замаскированных на тропинках ям с помощью якоря на длинном ремне. Горцы ствили под водой в ериках, где ходили пластуны, капканы с такими сильными пружинами, что попавший в них человек на всю жизнь оставался калекой – ему перебивало ноги. Опытные казаки советовали при переходе через ерик ощупывать впереди себя дно шестом, открывая капканы.

Особое внимание уделялось умению метко стрелять и стойко переносить тяготы и лишения. Митрофан Седых вспоминал, что «лет 16-ти юноша без промаха стрелял по кабану «в око» и сточески переносил все лишения бродячей жизни» [35]. И.Д. Попка отмечал: пластуны, прежде всего, требуют, «чтобы новичок был стрелок, затем что на засаде, в глуши, без надежды на помощь один потерянный выстрел может повести дело на проигрыш; потом требуют, чтоб он был неутомимый ходок – качество, необходимое для продолжительных поисков, которым сопутствуют холод и голод, – и наконец, имел бы он довольно хладнокровия и терпения про те случаи, когда надобность укажет под носом превосходного неприятеля пролежать в камыше, кустарнике, траве несколько часов, не изобличив своего присутствия ни одним неосторожным движением, затаив дыхание» [36].

Ученику пластуна незачем было пробуждать в себе «уснувшие» инстикты, обострять чувство и восприятие, заряжаться природной энергией, как в дальневосточных боевых искусствах, где система боевой поготовки включала в себя периодическое удаление в лоно природы. Пластуны сами были порождением природы закубанских плавней, чувствовали себя в них в родной стихии. Природный фактор создавал на Кубани условия, в которых успешно функционировала система подготовки стрелков-разведчиков. «Плавня с дикими её жильцами – его военная школа, а охота – учитель, – писал И.Д. Попка. – И действительно, в этой школе приобретает он первый и твёрдый навык к трудам, опасностям и самоотвержению, и из этой выучки выходит он таким совершенным стрелком, что бьёт без промаха впотьмах, не на глаз – на слух» [37].

Служба в разведке требовала не только физической выносливости и меткости, но и умения осмысливать происходящее, оценивать обстановку. Этому тоже постоянно учили «хлопцев» опытные пластуны: «Чтобы не встретить смерть или не попасть в плен, нужно было найти подходящие выходы из затруднительного положения, – отмечал Ф.А. Щербина, – а для этого требовалось думать, «размышлять», по выражению пластунов. Казак с плохою головою не годился в пластуны, и только при союзе хорошо думающей головы с изощрённым зрением, слухом, хладнокровием и выдержкой получался хороший пластун» [38]. Имея «личный счёт» с черкесами, пластуны заставляли своих юных помощников учить язык противника, чтобы понимать его переклички или вводить в заблуждение караульных [39]. При этом пластуны были наблюдательными психологами. Например, учили молодёжь, что в разведке при встрече с противником один на один даже «храбрейший из горцев не откажется немножко струсить, если на него никто со стороны не будет смотреть, если не случится свидетелей с длинными языками. Когда нет в виду добычи, черкес любит, чтобы яркое солнце светило на его подвиг, чтобы на него смотрели, если не сорок веков, так сорок земляков, у которых ведь сорок языков» [40]. При внезапной встрече с неприятелем пластуны берегли свою молодёжь, заставляя её урыться и отвлекая врагов на себя. Старожил ст. Мингрельской И.А. Бирюк так рассказывал нам о происхождении топонима «Строкачев лыман»: «Назывались пластуны. Геройский был мужик (Строкач. – О.М.)». Он вызвался добровольцем установить связь вместе с молодым казаком, которого «тико обучалы воинству». Когда связников стали настигать черкесы, Строкач сказал молодому казаку: «Ты заховайсь, шоб ны нашлы, а я буду сам воювать. Потому шо ты, каже, не знаешь ихнего обычая, и як с ными бороться»... Заховавсь. А вин полиз в камыша. Пролиз, сняв с себя башлык, камыш обвязав, вроди чоловик стоит, эти (черкесы. – О.М.) на конях, забылы: бах, бах, бах, туда пострелялы. Подбылы – нема никого, один башлык торчит, а он просто обишов и назад вернувся... Заднего пиймав всадника, забрал його ружьё, йему набыв добре, коня забрал, сил и поихав. Воны выскочилы, за им поихалы до Кубани... Он коня бросил и поплыв через Кубань. Воны за ним. Давай кидать (аркан. – О.М.)... Пиймав його, сталы тянуть. Он вытяг кинжал, раз пэрэризав пэтлю..., вылез в каюк, сив и сыдить. Ну, каже, запомните, цэ Строкач прыходыв до вас» [41].

«Хлопцев» учили запутывать следы, уходя от неприятеля. Об одном таком приёме рассказывал в своих воспоминаниях Аполлон Шпаковский: «Задковать», технический прием пластунов, означает «идти задом, чтобы обмануть неприятеля направлением следов. Кажется, что это дело не требует особенной ловкости и искусства, а на практике выходит далеко не так: нужно иметь много навыка, чтобы идя задом, отпечатывать следы человека, покуда идущего вперед. Опытный пластун не впадет в ошибку, если этого условия не соблюдено» [42].

Для скрытной связи в лесу и в плавнях молодые казаки осваивали манеру подражания голосам птиц и зверей: «Настоящий пластун и залает лисицей, и зачмышет кабаном, крикнет, как олень или дикая коза, запоёт диким петухом, зафырчит барсуком, завоет волком, забрешет собакой» [43]. На охраняемых пограничных участках молодежь учили оставлять не заметные для чужого глаза приметы, которые несли ценную информацию: несколько камышин, обрубок палки, сухую вербу, подкову и др.

Овладевали будущие пластуны и приёмами обезвреживания противника. Эти приёмы сводились к внезапному нападению из засады на не- подозревающего врага и не имеют ничего общего с теми «реконструкциями», которые подвижники «пластунского стиля» сочли необходимым «облагородить» боевыми комплексами из арсенала восточных единоборств. Пластуны, которым требовалось умение незаметно подкрасться, внезапно напасть, взять «языка», видимо, владели некоторыми элементами рукопашного боя с ударами, подсечками, захватами. Но назвать это «единоборством» сложно: вовсе не предполагалось, что противник готов к обороне [44]. «Объект атаки пластуна – часовой, которого нужно снять, «язык», которого нужно взять… – справедливо отмечает Г.К. Панченко. – Вступать с ним в «честный», маневренный бой – смерти подобно. В ходе всего этого противник первым делом закричит, что станет концом и для тайной вылазки, и лично для пластунов» [45].

Пластуны учили молодых казаков ни в коем случае не сдаваться в плен, не поддаваться ни на какие уловки неприятеля. Известен подвиг пластунов станицы Самурской в феврале 1864 г., когда будучи окружёнными превосходящими силами горцев, казаки, выбрав из своей среды старшим пластуна Евтушенко, скрылись в обнаруженной в ближайшей скале пещере и завалили ход камнями. В этом убежище казаки держались без воды и пищи четыре дня, отражая беспрестанные атаки горцев и отвергая требования о сдаче. Посланный за подмогой казак сообщил, что черкесы предлагали им сдаться, но Евтушенко отвечал: «Когда перебьют всех, пусть берут наши тела, а живым никто из пещеры не выйдет». Драгуны Нижегородского полка князя Чавчавадзе атаковали неприятеля и заставили его отступить. К призыву открыть вход защитники пещеры отнеслись с недоверием. В ответ на русскую речь защелкали курки винтовок. Евтушенко заподозрил здесь хитрость со стороны горцев, имевших «толмачей» из числа беглых и пленных русских солдат. «Не верим, что вы наши, – сыграй в трубу», – ответил несговорчивый Евтушенко. Но, вспомнив, что при гибели казаков у них была горцами взята труба, спросил: «Скажите сначала, кто у вас начальник?». Неизвестно, до каких пор продолжался бы этот экзамен, если бы, наконец, не появился посланный из пещеры за подмогой казак Кубанов, которого защитники признали и стали разламывать каменную стену [46]. Сохранилось свидетельство генерала К.К. Гейнса о периоде ученичества Евтушенко: «Николай Матвеевич Евтушенко, теперь урядник Самурской станицы, еще не будучи казаком, жил при одном из своих родственников, ходил с ним постоянно на охоту в плавни, где и приобрел пластунские способности и навык к меткой стрельбе. Когда его родители, жившие в Малороссии, прибыли переселенцами в Самурскую станицу, тогда молодой Евтушенко оставил Черноморию и поселился здесь со своей семьею. Изъявив желание быть пластуном, он самым усердным образом шнырял по горам, подцепляя по временам оплошных горцев и знакомясь с местностью» [47].

Завершало обучение знакомство с заговорной практикой, весьма специфической для воинской субкультуры пластунов. В воинских заговорах и молитвах осуществлялось моделирование защищенного пространства, которое перемещалось вместе с воином. Заговоры снимали излишнюю психологическую напряжённость у пластунов, страх, формировали чувство уверенности в себе и правоте действий [48]. В известных источниках не нашёл отражения сам процесс обучения заговору, но некоторое представление об этом можно составить по литературным произведениям современников. В повести «Казаки», основанной на личных впечатлениях Л.Н. Толстого о жизни в станице Старогладковской, дед Епишка рассказывает Лукашке, как найти разрыв-траву при помощи черепахи («не будет тебе ни замка, ни западни»), учит заговору, чтоб «никто не убил». Старый казак примечает палку, что «дурно лежит» посередине дороги и учит Оленина, как надо поступить. И.Д. Попка перечислил ассортимент заговоров, которые усваивали пластуны: «Заговор от пули, от обпоя горячего коня, от укушения змеи; наговор на ружьё и капкан; «замовленье» крови, текущей из раны». Но всё это уживалось у пластунов с православным мироввоззрением: «Их суеверия не в ущерб вере и не мешают им ставить свечку святому Евстафию, который в земной жизни был искусный воин и стрелец» [49]. Поэтому обучение «характерству» у пластунов ничего не имело общего с языческой мистикой и колдовством.

Переход во взрослую группу пластунов

Переход «хлопцев при пластунах» во взрослую группу стрелков-разведчиков был связан со специальными испытаниями. По словам старого пластуна М. Седых молодым казакам, вышедшим «попластуновать», «старики наказывали непременно приносить головы побеждённых врагов, с целью удостовериться в отваге и ловкости их. Если кто из «новоиспеченных» пластунов рассказывал о встрече с черкесом и приходил с пустыми руками, то его упрекали в трусости, называли его бабой и долго язвительно смеялись над ним. Такой был закон воспитания пластунской молодёжи. Бывало, юноша лет 16-ти употребляет все усилия, чтобы добыть вражью голову, и гибнет, в большинстве случаев, в борьбе с хитрым и отважным горцем. Поговорят о неудачнике, погорюют и скоро забудут, а удастся победить – его хвалят «Добре, добре, сынку! Зараз видно, що с тебе выйде гарный пластун» [50]. Вхождение в сообщество пластунов предполагало проверку воинских навыков новичка. Добывание головы врага присутствует в инициальных обрядах многих народов [51]. Обычай ритуального отрубания головы у убитых противников бытовал в первой половине XIX в. у некоторых групп причерноморских черкесов, а также у садзов [52]. Практика подобных «доказательств» зрелости молодых людей, их готовности к ратному ремеслу не воспринималась как бесчеловечная в воинских культурах казаков и горцев в годы Кавказской войны. Если в начале XXI в., в эпоху «общечеловеческих ценностей» отрезанные головы стали непременными атрибутами жизни независимой Ичкерии, то что говорить о средневеково-патриахальном Кавказе первой половины XIX в.? А. Шпаковский, в частности, писал в своих воспоминаниях: «Пластун, убив горца, отрезывал, если было можно, правое ухо или правый большой палец руки, на котором обыкновенно носилось кольцо, смотря по состоянию, золотое, серебряное или железное, для взвода тугих азиатских курков. И за эти неопровержимые доказательства пластуну выдавались наградные деньги. Если же удавалось убить личность повлиятельнее и было не так далеко от линии, то отрубали голову и за нее нередко выменивались пленники. Чтобы не судить этого обычая строго, нужно вспомнить время, нравы и самое место разбойничьей войны с горцами» [53].

В других случаях молодые казаки добывали кабана, состязались в борьбе, в беге, в стрельбе по мишеням. И.А.Беляков так рассказывал о подготовке пластунов в станице Исправной: «Пластун кто такий? Як ты на земли распластался, шоб тоби противник не заметил, и дилай своё дило. У нас на гору щас выходе вот эта площадка. Та сторона була заселэна, а цэя сторона не була заселэна по реке. Тут скачки булы, состязалысь, борьба разна. И було обгорожено поле. Ну, так говорять диды, метров, аршин сто, сажней пятьдесят в длину, говорять, сажней двадцать пять в ширину. Була обгорожена жердями. И никто не заходыл, не имив права туда зайти. Када вырастал бурьян, вже здоровый, шо воны делалы. Вот шобы развить у казачёнка способности таки. Пускають одного оттуй, одного отсюй. Якый пэрвый засечёт второго, дае сигнал, шо вин засёк. Тода, значить, цого казачёнка награждають. Так говорил дед мене: сталкивалысь лоб в лоб и не слыхал один одного, до того натренированы булы» [54].

Вхождение в мир взрослых пластунов закреплялось обычаем побратимства. «Пластуны менялись шейными крестами, становились как-бы братьями и всюду поддерживали друг друга и стояли друг за друга горой», – писал Ф.А. Щербина [55]. Тем самым молодые люди становились полноправными членами корпорации пластунов, в которой братство и товарищество являлось смыслообразующей добродетелью воинского этоса. Братство считалось привилегией пластунов, воинов, настоящих мужчин, а женщинам приписывалась неспособность к столь высокой форме соратничества. Подразумевалось, что побратимов-пластунов объединяют священные духовные узы, важные дела, подруг же связывают бытовые интересы и сплетни, поэтому от симпатии они легко переходят к ссорам и скандалам. «К бабам они выражали тенденциозное пластунское презрение», – вспоминал М. Седых [56].

В то же время вхождение в воинскую среду являлось и знаком половой зрелости. Настоящий пластун мог «не только проявлять хитрые подвохи в борьбе с черкесами, но и вести смелые, открытые атаки на прекрасный пол в среде станичных красавиц» [57]. При этом М. Седых отмечал, что если пластун женился, то делал это «как-то случайно, без «промхив, та с горилякою» и, за очень редкими исключениями относился к семье апатично» [58].

Таким образом, период ученичества в воинской субкультуре пластунов в эпоху Кавказской войны предполагал систему физической, психологической, огневой подготовки, боевой практики в прикубанских плавнях, приобщение к искусству ведения разведки, усвоение знаний о характере и воинских навыках неприятеля, воспитание умения анализировать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение. Ознакомление с «характерством» было связано с миром народных представлений и верований, давало чувство уверенности в своих силах, но не имело ничего общего с пропагандируемым сегодня языческим «тайным знанием» о неуязвимости. Успешное прохождение через инициационные испытания, в основе которых лежала боевая практика, признавалось воинским сообществом пластунов в качестве признака зрелости. С окончанием Кавказской войны исчезли условия и для существования особой подростково-юношеской субкультуры кубанских пластунов. В своей публичной лекции, прочитанной в марте 1893 г., сотник пластунского батальона граф Подгоричани-Петрович справедливо заметил: «Нет школы, нет умения – прежде бывших, и, мне кажется, невозможно создать искусством то, что зависит от деятельности духа человека, его сердца» [59]…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013, 19:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3051
Откуда: Владивосток
Из книги "Походы и кони" С.И.Мамонтова

Однажды в тумане мы наткнулись на красную кавалерию. Один казак остался без лошади. Но другой казак проскакал рядом с ним, схватил его за пояс, положил его поперек седла и, не уменьшая аллюра, увез его буквально из-под носа красных.


- У нас только один выход — узкая кривая улица и мост. Достаточно красным занять мост десятком стрелков — и мы попались, как в мышеловке. Река непроходима даже для пешего. Наши двадцать девять казаков не смогут ничего сделать.
• Но вся дивизия Улагая, которая придет?
• Откуда ты это знаешь, что она придет? Это только предположение Шафрова.
Наши разведчики расположились в просторном доме и, благо в доме было тепло, сняли рубашки и при свете каганца стали уничтожать вшей, которые на войне всегда есть.
Дверь отворилась и появилась заснеженная фигура в бурке и папахе. Очевидно, квартирьер Улагая. Мы были оголены по пояс.
• Вы какой части? — спросил он.
• Батарея.
• Этот дом назначен для штаба дивизии. Вы должны очистить дом.
• Мы его заняли, мы в нем и останемся.
• Это мы еще увидим, — сказал он выходя. — Приказано встать по прежним квартирам.
И он исчез.
Мы смотрели друг на друга с раскрытыми ртами.
— Это вовсе не Улагай, а красные, раз они занимают прежние квартиры.
Мы стали поспешно одеваться и послали предупредить Шафрова.
Командир батареи приказал: собраться к орудиям, ведя лошадей в поводу. Не курить, не разговаривать, не отвечать на вопросы...
..— Проверьте, все ли тут, — говорит Шафров вполголоса.
• Все в сборе.
• В поводу. Шагом марш. Казаки идут сзади.
Идущая в поводу батарея меньше привлекает внимания, Мы пошли к мосту. Вошли в изгибы улицы. Несколько выстрелов сзади, потом тишина. Мы прибавили шагу. Мы узнали потом, что казаки решили использовать ситуацию. Они подходили к отдельным всадникам и просили прикурить. Когда всадник наклонялся, его стягивали с седла и пыряли кинжалом. Одному удалось вырваться, что вызвало выстрелы. Красные, не подозревая нашей малочисленности, не решились нас преследовать в темноте.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 29 окт 2013, 00:57 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Стрелок писал(а):
На фотографиях, выше, по моему, знаки за отличную стрельбу, они похожи с "разведчиком" но только издали.

Согласен - получается только на 3 и 4 -ой фото разведчики, а на остальных фото казаки со знаками за отличную стрельбу


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 29 окт 2013, 01:30 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
тимофей писал(а):
Козьма Крючков с казаками были разведчиками, или просто назначеные в разъезд? Кто знает?

Назначенные в разъезд

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 30 окт 2013, 03:02 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
У казака знак за отличную стрельбу и знак разведчика

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 31 окт 2013, 00:37 
Добрый казак. Хорошее фото.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 12 янв 2014, 06:07 
Хотелось бы собрать в кучу все способы войсковой казачьей разведки императорского периода, да в одну книгу! Может кто когда решится. Книг про действия разведчиков советского периода сейчас хватает, императорского времени вот пробел. А ведь много интересного могли бы рассказать наверное даже простые солдатские письма той поры, если у кого сохранились. То, что сейчас пытаются реконструировать любители старины больше похоже на новодел. Такой же новодел, как, к примеру, у современных язычников. Пытаются встроить кое-какие добытые знания в современную систему. Преемственность поколений-то в основном прервана, оттого и новодел. Интересно было бы всё, на что были способны были наши предки.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 12 янв 2014, 06:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 23:02
Сообщений: 5011
Откуда: Находка, Приморский край
Хорт писал(а):
пластунов, в которых видят «славянских ниндзя»

По сути так и есть. Ниндзя - "искусство терпеливых" очень похоже на пластунскую подготовку. Только несколько шире, потому что ниндзя учили агентурным методам работы, актерскому мастерству, искусству составления ядов и еще нескольким спец. предметам. Пластунам это было ни к чему.

_________________
Ушел на восток.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки разведчики
СообщениеДобавлено: 13 янв 2014, 03:47 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29
Сообщений: 10136
«Полетим на супостата мы в турецкую страну…»

Кубанские казаки-пластуны по своим боевым качествам не имели равных в мире

Оборона города Сарыкамыша в 1915 году - это сражение Русской армии на Кавказском фронте против отборных войск Османской империи стало одной из самых выдающихся наших побед в годы Первой мировой (второй Отечественной) войны.

Герою этого сражения, командиру 1-й Кубанской пластунской бригады, генералу И.Е. Гулыге посвятил песню старший урядник 5-го Кубанского пластунского батальона Петр Засоба.

Генерал Гулыга бравый,
Из кубанских удальцов,
Как на пир, на бой кровавый
Поведет нас, пластунов.
Гей вы, Царские орлята,
Не забудьте, что в бою
С неприятелем, ребята,
Надо помнить мать свою,
Мать свою, Кубань родную,
Царя-батюшку, народ,
Также славу боевую,
Что к победам нас ведет.
Так поддержим же, ребята,
Славу старую свою:
Полетим на супостата
Мы в турецкую страну.

…Территория Турции, где находится город Сарыкамыш, была постоянной зоной боевых действий между Турцией и Россией в 1829, 1855 и 1877 годах. После русско-турецкой войны 1877-1878 годов Сарыкамыш стал частью Российской империи, начал быстро развиваться и превратился в небольшой современный город с интересной архитектурой по проектам русских зодчих.

К декабрю 1914 года он находился рядом с линией фронта русской Кавказской армии, которая успешно сражалась с турецкими войсками и занимала фронт в основном на территории Турции, где противостояла 3-й армии неприятеля. Выдающийся русский военный историк и теоретик, генерал от инфантерии Русской армии А.М. Зайончковский писал о начале Сарыкамышской операции: «…в Эрзерум прибыл Энвер-паша, воспитанник Германской военной академии, и решил устроить у Сарыкамыша шлиффенские «Канны». Этому решению очень содействовало выдвинутое вперед положение почти 2/3 русских сил между Сарыкамышем и Кепри-Кеем, наличие путей в обход правого фланга этой группы, выводящих к железной дороге Сарыкамыш — Карс, отсутствие у русских армейского резерва. У турецкой армии появилась возможность попытаться обойти главные русские силы с их правого фланга и ударить в тыл, перерезав железную дорогу Сарыкамыш — Карс…».

Вот краткое описание дальнейших военных действий из научных материалов А.М. Зайончковского.

Операция началась 22 декабря 1914 года стремительным ударом турок по Ольтинскому отряду Русской армии. 23 декабря Ольты были заняты передовыми турецкими частями.

24 же декабря в штаб Сарыкамышского отряда из Тифлиса прибыли помощник главнокомандующего Кавказским фронтом, генерал Мышлаевский и начальник штаба Кавказского фронта генерал Н.Н. Юденич. 25 декабря обходящие колонны турок быстро продвигались вперед и заняли Пеняк и Ардаган. 26 декабря подошедшая турецкая дивизия атаковала город Сарыкамыш. Сформированный в несколько часов из ополченцев, прапорщиков и пограничников сводный отряд под командой случайно находившегося на станции полковника отбил атаку турок. 26 декабря к Сарыкамышу подошел на помощь казачий полк с 4 конными орудиями, и хотя часть города была уже в руках турок, казакам удалось остановить дальнейшее их продвижение. В ночь на 27 декабря и с той, и с другой стороны начали прибывать части, которые, по мере их прибытия, втягивались в бой. На фронте оставшиеся русские части отбивали атаки турецких корпусов. Все эти дни под Сарыкамышем шли тяжелые бои со штыковыми атаками. Русские части, перейдя в наступление, стали окружать турок. 2 января 1915 года пластунский отряд генерала Пржевальского занял Бардусский перевал и отрезал путь отступления IX турецкому корпусу. 4 января Кавказской армией была одержана победа, которая предопределила дальнейшее течение войны на Азиатском театре, а именно: в этот день сдались остатки IX турецкого корпуса, а остатки разгромленного X корпуса, потеряв артиллерию, спешно отступали, пробиваясь среди снежных ущелий. 7 января 1915 года русскими силами был восстановлен фронт, который они занимали перед Сарыкамышской операцией. Из 90-тысячного состава 3-й армии турки потеряли 60 тысяч убитыми и ранеными и около 18 тысяч обмороженными. Потери Русской армии составили около 20 тысяч убитых, раненых и больных и около 6 тысяч обмороженных.

Французский посол в Петрограде Жорж Морис Палеолог 6 января 1915 года записал: «Русские нанесли поражение туркам вблизи Сарыкамыша, по дороге из Карса в Эрзерум. Этот успех тем более похвален, что наступление наших союзников началось в гористой стране, такой же возвышенной как Альпы, изрезанной пропастями и перевалами. Там ужасный холод, постоянные снежные бури. К тому же – никаких дорог, и весь край опустошен. Кавказская армия русских совершает там каждый день изумительные подвиги».

Эти слова европейского дипломата и политика не только характеризуют важность данной широкомасштабной военной операции на Кавказском фронте, но и указывают на специфику ее боевых действий с применением специальных воинских частей – Кубанских пластунских батальонов, предназначенных к действиям в горной местности. Именно эти батальоны и полки стали главной ударной силой, остановившей многотысячные отряды отборных турецких горных стрелков, которых бросил на штурм Сарыкамыша заместитель главнокомандующего Турецкой армии (главнокомандующим формально числился султан) Энвер-паша (Исмаил Энвер). Вот как писал об этом полковник-эмигрант Кубанского Казачьего войска Ф.И. Елисеев в своей книге «Казаки на Кавказском фронте 1914 – 1917 гг.»: «А снег по пояс. Мороз до 30 градусов. И на каждом шагу «чертовы мосты»... От сапог — ни воспоминаний. Черкески в лохмотьях. Ноги с обмороженными пальцами. А идут пластуны, будто пружинным шагом на парадном смотру. И увидели отборную армию Энвер-паши. И уничтожили армию. Турки, и те, что с Кеприкея гнались за отступавшими пластунами, и те, что на Сарыкамыш наступали, в спину пластунов никогда не видали. Потому и мог в Батуме, на банкете, генерал Гулыга сказать врачам: «Раненого пластуна переворачивать без толку, отыскивая входную и выходную рану, — входных ран в спину у пластунов не может быть!».

Кубанские пластуны первыми пришли на помощь гарнизону Сарыкамыша и возглавили оборону города. Генерал М.А. Пржевальский, командир 1-й Кубанской пластунской бригады, немедленно вступил в командование всем Сарыкамышским отрядом. Начались ожесточенные штыковые уличные бои, в которых погиб смертью храбрых командир 1-го Запорожского полка полковник Кравченко. Несмотря на героическое сопротивление русских частей, турки заняли казармы 156-го Елисаветпольского пехотного полка и вокзал. В резерве генерала М.А. Пржевальского осталось лишь две сотни 6-го Кубанского пластунского батальона. До позднего вечера четвертого дня обороны города шел тяжелый штыковой бой основных сил. Уже в полной темноте М.А. Пржевальский решает бросить туда свой последний резерв.

Пластуны-кубанцы без единого выстрела, в полном молчании атакуют турок и опрокидывают их штыками. Внезапная и молчаливая атака производит на противника настолько сильное впечатление, что он уже не пытается возобновить здесь атаки.

Между тем к городу подошли 1-я Кавказская казачья дивизия князя генерала Н.Н. Баратова в составе: 1-й Уманский, 1-й Кубанский полки, две сотни 3-го Кавказского полка и 2-я Кубанская пластунская бригада генерала И.Е. Гулыги. В связи с этим произошел коренной перелом в сражении, и турки были разгромлены и выбиты из Сарыкамыша. Казачьи части преследовали отступающие в полном беспорядке части X турецкого корпуса, непрерывно нанося удары и захватывая большое количество пленных, орудий и других трофеев. Одна 2-я Кубанская пластунская бригада захватила более 4000 пленных. Внезапным ночным ударом был захвачен штаб 30-й турецкой пехотной дивизии с ее начальником. Один из эпизодов этого сражения поражает ожесточенностью схваток противников: по рассказу одного из казаков-пластунов, их отряд прижал равный им по численности неприятельский отряд – несколько сотен турецких горных стрелков к заснеженному горному склону, по которому они не могли подняться из-за глубокого снега. У подножия горы началась молчаливая рукопашная схватка, прерываемая вскриками убитых и раненных. По словам казака, бой был настолько жестокий, что в плен не сдавались и пленных не брали… В конце схватки на окровавленном снегу осталось около 800 убитых турецких солдат и офицеров.

Сарыкамышская победа дала возможность Русской армии продолжить наступление на турецкие войска, которое увенчалось Эрзерумской победой под командованием выдающегося военачальника генерала Н.Н. Юденича. Кубанские казаки-пластуны наглядно продемонстрировали туркам, что в Российской империи существуют специальные воинские части, которым по военной и психологической подготовке нет равных в мире.

Название «пласту́н», по словарю Брокгауза и Ефрона, скорее всего, произошло от слов: пласт, пластувати – (ползти, ползать) и обозначало сначала в Запорожском, а потом Кубанском войске пешие подразделения казаков, несущих специальную разведывательную и сторожевую службу. Исследователь казачества Д. Кошкарев писал в начале XX века: «Еще запорожцы в днепровских камышах залегали пластом, высматривая подолгу то татарский чамбул, то неприятельский разъезд…».

На службе Российской империи они выполняли задачи, которые соответствовали целям и задачам современных подразделений специального назначения Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Отряды казаков-пластунов были предназначены для разведывательных, диверсионных мероприятий, рейдов по тылам противника, а также охраны границ и приграничных поселений и военных сооружений. В то же время пластунские полки и батальоны были самыми эффективными воинскими частями Русской армии при выполнении ударных операций во время сражений, особенно в условиях горной местности. В 1842 году они были включены в штатные расписания конных полков и пеших батальонов Черноморского казачьего войска.

Впервые европейские армии столкнулись с действиями пластунов во время Крымской войны 1853–1856 гг. Осада Севастополя английскими и французскими войсками, считавшимися в тот период времени самыми подготовленными в техническом обеспечении, показали несовершенство боевого вооружения Русской армии. Французские стержневые штуцеры в 3–4 раза перекрывали дальность отечественных ружей и гладкоствольных пушек, что приносило русским войскам большие потери при обороне своих позиций и во время атаки на противника. В связи с этим командование применило в бою отряды пластунов, которые были способны незаметно проникать в расположение противника, уничтожать его живую силу и выводить из строя целые артиллерийские батареи, а потом быстро и без потерь возвращаться к своим позициям. Так, в диверсионном рейде 28 ноября 1854 года пластуны, вырезав часовых, взяли в плен мортирную батарею 4-го бастиона противника и с помощью пленных французов утащили к себе три шестипудовых ствола мортир. Французский командующий маршал Сент-Арно писал в донесениях: «Какие-то казаки парализуют осадные работы, поголовно выбивая всю прислугу штурмовых батарей». Командующий Русской армией генерал М.Д. Горчаков отметил в приказе: «Служение пластунских батальонов при блистательной храбрости выходит за черту обыкновенных военных заслуг». За эти подвиги Кубанским пластунским батальонам были пожалованы Георгиевские знамена, а личный состав награжден Георгиевскими крестами и медалями.

Но, как известно, несмотря на успехи пластунов и весь героизм русских солдат и офицеров, неприятелю удалось захватить Севастополь… Спасли честь России и Крым достаточно малоизвестные действия Русской армии на Кавказе против союзников Англии и Франции – турецких армий.

Это были выдающиеся военные операции генерала Н.Н. Муравьева (будущего наместника Кавказа, близкого друга и родственника декабристов) по осаде и взятию крепостей Карс и Эрзерум, на территории Османской империи. Непосредственное участие в этих сражениях на «кубанской линии» принимали казаки-пластуны, под командованием генерал-майора Якова Петровича Бакланова. Он писал в своих записках о блокаде и штурме этих крепостей, где упоминал о каждодневной фронтовой работе разведчиков-пластунов: «В одну прекрасную ночь я отправлюсь лично с моими пластунами к чакмахским батареям, осмотрю их, измерю рвы и спущусь в шорахский овраг, чтобы видеть куда вести кавалерию…».

Боевые действия Кавказской армии привели к завоеванию стратегических крепостей и обширных территорий противника, которые на Парижских переговорах Россия обменяла на Севастополь и другие русские города, занятые союзниками.

На чем основывалась особая подготовка и воинское умение кубанских казаков-пластунов, которая делала их непобедимыми в схватке с любым противником?

Во-первых, исторически их главное предназначение было – уберечь станицы от внезапного нападения противника и защитить кордонную линию на путях возможного проникновения врага в глубь российских земель. Во-вторых, они совершали постоянные скрытые рейды по неприятельской земле, где изучали эту территорию и обнаруживали, а затем предупреждали вражеские набеги, уничтожая живую силу или угоняя лошадей, чтобы лишить врага возможности совершить внезапное нападение. Учитывая, что они часто действовали в тылу противника, их одежда, вооружение и характер боевых действий соответствовал местным национальным и климатическим условиям.

Серым волком в поле рыщешь,
Бродишь лешим по ночам —
И себе ты славы ищешь,
И несешь ты смерть врагам...
(Казачья песня 1855 г.)

Для этого обычная одежда пластуна была такой же, как у горских народов, рядом с которыми находились казацкие поселения. Характерно, что она была очень скромна: стара и даже бедна, чтобы не привлекать лишнее внимание и быть удобной для использования в горных и лесных условиях. В экипировку пластунов входили: черкеска, папаха, чувяки (мягкая кожаная обувь без каблуков) из кожи дикого кабана, ружье (штуцер), кинжал, пороховница, мешочек для пуль, ручные гранаты, жирник-масленка, шило, котелок. Шашку пластун носил только тогда, когда это требовал воинский порядок и необходимость при ведении открытого боя.

Что касается отличий в парадной форме одежды, то пластуны носили черкески цвета своих войск и в отличие от других казаков лампас не имели. За боевые отличия в 1915 году под Сарыкамышем на Кавказском фронте 3-й Кубанский пластунский батальон получил почетное «шефство»: ношение на погонах вензелей цесаревича Алексея, а 6-й Кубанский пластунский батальон – вензелей императора Николая ІІ. Причем для награждения своего батальона император прибыл прямо на фронт.

Хорошо была поставлена у разведчиков-пластунов агентурная работа. Они прекрасно знали местные нравы, национальные обычаи и наречия, а также, учитывая традиции горских народов, имели много друзей в среде местного населения (кунаков), которые поставляли им необходимые сведения. Очень серьезно относились пластуны к отбору в свои ряды.

Как правило, кандидатов выбирали ветераны и старейшины, которые учитывали не только воинские достоинства казака, но и его характер, психологическую и физическую устойчивость к экстремальным ситуациям.

Одним из условий, предъявляемых кандидату, было происхождение воина из заслуженной казачьей семьи, хорошо проявившей себя в военных действиях. Этот отбор был вызван необходимостью действовать длительное время в тылу у противника и здесь нужны были абсолютно надежные бойцы, которые могли не только выполнить поставленную задачу, но и вынести к своим раненых и тела убитых казаков. Учитывая это, в пластуны обычно брали людей зрелого возраста, уже доказавших свои воинские и человеческие качества.

Показателен был отбор в командный состав пластунских казачьих частей. В основном это были выходцы из казаков, окончивших военные училища и имеющих многолетний боевой опыт, но к началу Первой мировой войны командование Русской армии стало специально готовить офицеров-дворян для службы в этих специальных войсках. Новое время требовало участия этих частей в сложных военных операциях, а следовательно, обучения пластунов новым современным методам ведения боевых действий. Одним из таких офицеров-дворян был есаул Николай Николаевич Готовский, служивший в 11-м Пластунском батальоне Кубанского казачьего войска на Кавказском фронте Великой войны. Н.Н. Готовский родился в петербургской потомственной военной дворянской семье и прошел традиционный путь подготовки офицера-кавалериста Русской армии. Он вместе со своим братом закончил сначала Николаевский кадетский корпус, а затем Николаевское кавалерийское училище, и был зачислен в 54-й драгунский Новомиргородский полк, где служил с 1902 по 1904 год. После начала русско-японской войны он как лучший кавалерист полка был зачислен сотником во 2-й Читинский полк Забайкальского казачьего войска, где за подвиги в боях получил за неполные два года четыре ордена. Начальство заметило храброго офицера и направило его в Отдельный корпус Пограничной Стражи, где он проходил службу и специальную подготовку вплоть до начала Первой мировой войны. С учетом его командного и боевого опыта он был направлен на Кавказский фронт, где стал старшим офицером знаменитого 11-го Кубанского пластунского батальона. Там он, вместе со своим батальоном, был участником всех сражений, в том числе сражения за Эрзерум, где героически погиб в январе 1916 года при атаке на турецкие позиции. С воинскими почестями тело героя было доставлено в Петроград, где было погребено на военном Царскосельском братском кладбище, «Кладбище Героев».

Так были подготовлены и другие «столичные» офицеры для пластунских частей. Принимая во внимание опыт пластунов русско-японской войны, Кавалерийский устав 1912 года стал требовать, чтобы каждый кавалерист «был готов драться с винтовкой в руках так же, как пехотинец».

Было издано пособие для частей Русской армии: «Тактика пластунского боя. Конспект тактики массовых армий» (1902 г. издания).

Все это пригодилось в Великой войне 1914-1918 гг., где со всей остротой проявилась необходимость увеличения количества специальных пехотных казачьих подразделений. Поэтому в Первую мировую войну Кубанское казачье войско выставило уже 22 батальона – более 20 тысяч первоклассных стрелков и разведчиков, сведенных в шесть бригад, воевавших на Юго-Западном и Кавказском фронтах. К 1917 году было сформировано четыре Кубанские пластунские бригады из шести батальонов, а Донская и Осетинская пластунские бригады имели по четыре батальона. По штатному расписанию, в пластунском батальоне должно было состоять 22 офицера и 858 нижних чинов, но существовали батальоны усиленного состава – 940-960 казаков и офицеров, а 3-й Донской батальон достигал численности в 1030 человек. Кроме того, были созданы два пластунских артиллерийских дивизиона. В планах командования Русской армии было создание целого Ефратского (Евфратского) пешего казачьего войска – в зоне действия русских экспедиционных войск в Турецкой Армении. Изначально решение о создании нового казачьего войска было принято еще в 1915 году – в перспективе на него предполагалось возложить задачи защиты местного армянского населения и надежного прикрытия опасных направлений русско-турецкой границы. Основу войска должны были составить казачьи семьи, переселенные с Дона, Кубани и Терека. Необходимая подготовительная работа шла достаточно активно, и уже осенью следующего, 1916 года, Государственная Дума утвердила решение правительства об ассигновании финансовых средств на обустройство Ефратского казачьего войска. Было даже образовано Войсковое правление. Однако ввиду революционных событий войско так и не было создано…

В целом применение в боевых действиях пластунских отрядов дало блестящие результаты, на Кавказском фронте были награждены свыше девяти тысяч казаков-пластунов. Особенно отмечены были воины 6-го Кубанского пластунского батальона. Из них Георгиевские кресты получили: 4-й степени — 357, 3-й степени — 98, 2-й степени — 29, 1-й степени — 5 пластунов. Георгиевские медали «За храбрость» получили: 4-й степени — 80, 3-й степени — 13, 2-й степени — 2 пластуна. Медаль «За усердие» — 25 пластунов.

Особо надо отметить уникальную военную операцию на Кавказском фронте разведгруппы пластунов, которая проникла в Месопотамию (на территорию нынешнего Ирака), где установили контакт с передовыми частями и спецслужбами союзных России британских войск. История и последующие союзнические стратегические результаты этого рейда требуют особого внимания ученых-историков Первой мировой войны и спецслужб России. Казаки-пластуны отличились и в десантных операциях, обеспечив занятие русскими войсками важнейшего анатолийского порта Трапезунд, являвшегося главной базой снабжения 3-й турецкой армии. В операции по овладению им решающая роль отводилась десанту, который предусматривалось высадить с кораблей в неприятельский тыл. Учитывая важность и опасность данного предприятия, его лично возглавил генерал Н.Н. Юденич. Вместе с назначенными в десант 1-й и 2-й Кубанскими пластунскими бригадами и своим штабом он высадился с кораблей на берег у Сюрмене 25 марта 1916 года. Кубанцы решительной атакой завладели территорией и обратили в бегство турецкие части.

Революционные события 1917 года и Гражданская война поставили практически всех воинов-пластунов в ряды Добровольческой армии. Кубанцы в Гражданскую войну для борьбы с большевиками в 1918-1920 гг. выставляли: 37 полков конницы (Кубанских казачьих – 31, Черкесских – 4 и Карачаевских – 2), 12 пластунских батальонов, 24 артиллерийских батареи. Кроме того, некоторые части Добровольческой армии состояли иногда наполовину из кубанских казаков.

Тяжелые и грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. снова призвали казаков-пластунов, не эмигрировавших в зарубежные страны и выживших после жестоких преследований новой власти, на военную фронтовую службу.

Еще в 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в рядах Красной армии. Донским казачеством было отправлено следующее письмо Советскому правительству, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года: «Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины ... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...». Это сугубо политическое по форме письмо отражало искреннее желание казаков защищать Отчизну с оружием в руках от любого внешнего врага.

В соответствии с приказом Наркома обороны К.Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н.Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил гитлеровских войск, продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

За годы войны из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания.

И сегодня слава кубанцев-пластунов жива в памяти жителей Кубани и граждан России, интересующихся воинской славой своих предков. В том числе мы обязаны помнить и героев обороны города Саракамыша, павших на Кавказском фронте Первой мировой войны в 1914-1915 гг. и увековечить их память…

Этому нам не грех поучиться у граждан Турецкой республики, которые уже давно отмечают день памяти своих погибших под Сарыкамышем воинов как народное и государственное мемориальное мероприятие.

На месте сражения турками установлен величественный мемориал, и каждый год в январе в Сарыкамыше вспоминают бои 1914-1915 гг. Сюда приезжают высшие чины страны, сотни потомков ветеранов и молодежь. Детям города рассказывают об этой войне, турецкая молодежь у костров поет военные песни, и потом торжественно проносят огромный государственный флаг к мемориалу, где стоят в поклоне высшие государственные деятели, склоняют головы военачальники…

В надписях мемориала нет никакого упоминания о том, с кем воевали турецкие воины. На местах гибели и возможных погребений павших в этом сражении героев Русской армии нет памятников от нашего Отечества. В самом Сарыкамыше, бывшем городе Российской империи, в бывших казармах для двух русских полков расположены части турецкой армии…

Бывший русский кафедральный собор, который местные называют Яник Килисе, сейчас служит мечетью. На опушке соснового леса до сих пор сохранился царский охотничий дворец, который был построен специально к приезду императора Николая II…

Специалисты Благотворительного фонда по увековечиванию памяти воинов Русской армии, павших в Первую мировую войну 1914-1918 гг. «Воинский собор» создали эскизный проект памятника, посвященного «Героям обороны Сарыкамыша». Величественная и суровая гранитная стела с орлом, навсегда взлетающим в небо, и траурным воинским бронзовым венком с перекрещенными казачьими шашками должна быть установлена в горах турецкого Кавказа, где лежат русские воины, или на Кубани – родине героев-пластунов – в знак вечной памяти о величии духа и воинской силы наших предков, которые с оружием в руках верно и честно сражались на всех фронтах Великой войны и сложили свои головы за Веру, Царя и Отечество…

Автор Павел Дмитриев
http://topwar.ru/38018-poletim-na-supos ... tranu.html

_________________
Внимательно читаем Правила форума


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB