Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 29 мар 2024, 19:36

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: АТАМАН СУРИКОВ автор Н.Калеменева
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013, 12:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
Одно из самых ярких воспоминаний детства художника Василия Сурикова — о своем деде, атамане Александре Степановиче. “Помню, он сказал раз: “Сшейте-ка Васе шинель, я его с собой на парад буду брать”. Сзади меня посадил и повез на поле, где казаки учились владеть пиками. Он из простых казаков подвигами своими выдвинулся. А как человек был простой… Во время парада баба на поле заехала, не знает, куда деваться. А он ей: “Кума! Кума! Куда заехала?” Широкая натура.

Заботился о казаках, очень любили его”.

Таким атаман Суриков и остался в памяти Васи — добрым, заботливым дедом, которым он очень гордился. Еще бы! Не у каждого есть такой уважаемый всеми казаками дед, в честь которого остров на Енисее назвали Атаманским. Долгое время, даже когда стал взрослым, Василий Иванович считал атамана родным дедом. В 1884 году в письме он попросил брата Сашу узнать у матери: “Кем нам доводился атаман Александр Степанович?” А Александр Степанович доводился двоюродным братом Василию Ивановичу — родному деду художника. Но поскольку оба деда — и со стороны отца, и со стороны матери, — умерли еще до рождения мальчика, то он знал одного-единственного деда — атамана Сурикова. И дорожил памятью о нем.

Своей семьи у атамана не было. Да и собственного дома он не завел — жил с семьей старшего брата Тихона, служившего в Енисейском казачьем полку урядником. Одинокое сердце старого казака отогревалось теплом близких ему людей. Не на одной свадьбе казаков из многочисленного рода Суриковых становился он поручителем — свидетелем, как сказали бы сегодня. Вот и на свадьбе родителей будущего художника атаман был поручителем со стороны жениха. Александр Степанович, человек с виду суровый, очень любил детишек и неутоленную отцовскую любовь отдавал детям своих братьев— родных и двоюродных.

Из простых казаков

“Он из простых казаков подвигами своими выдвинулся…” — этими словами художник кратко и емко определил самую суть не только службы, но и всей жизни атамана. Но, увы… О жизни этого незаурядного человека нам почти ничего не известно. Александр Степанович и силой, и непреклонностью характера похож был на могучих казаков из дружины Ермака. В семейном предании рассказывалось, что в молодости атаман был настоящим богатырем. Однажды сумел в одиночку удержать за канат плот, оторвавшийся на Енисее в непогоду. По колено в песок ушел, но канат не отпустил, пока не подоспела подмога. Сила непомерная да несгибаемая воля — этого достаточно для образа былинного богатыря, но совсем мало для биографии реального человека, много лет командовавшего казачьим полком.

Биографические сведения о нем приходится собирать по крупицам. Даже с годом рождения атамана произошла путаница. В нескольких солидных изданиях указано, что родился Александр Степанович в 1794 году. Однако в метрической книге Благовещенской церкви в записи от 12 мая 1854 года о смерти Енисейского казачьего конного полка отставного войскового старшины Александра Степанова Сурикова сказано, что умершему было 63 года. А это значит, что в 1791-м.

Существует такая закономерность: как только в Сибири начиналась очередная адми-нистративно-территориальная “перекройка”, это неизбежно приводило к реорганизации казачьих войск. Почему? Да потому, что именно на них держалась местная власть. На годы службы Александра Степановича пришлось несколько реформ сибирских казачьих

войск. Одному государю казалось, что слишком обременительно это для казны — содержать в Сибири казаков, которые ни в каких войнах не участвуют, податей не платят, да к тому же им еще и жалованье выдавать надо. Численность служилых казаков резко сократили: на всю Сибирь их осталось чуть больше шестисот человек.

Тогда губернаторы сибирские спохватились, давай петиции государю строчить: без казаков, мол, мы как без рук…Они и ясак собирают, и в приграничных форпостах и острогах дозор несут, и соляные озера охраняют (соль тогда очень дорого стоила), и пошлины с привозных товаров взимают, и ссыльных конвоируют, и беглых ловят, и казенные обозы сопровождают, и хлебные “мангазины” охраняют, и дороги строят, и мосты возводят… Все на них держится… Сибирское казачье вой­ско снова увеличили.

Потом опять сократили. И так — несколько раз. Эти колебания сказывались прежде всего на судьбах потомственных, родовых казаков. А Суриковы как раз такими и были. Сокращали численность казаков — одни Суриковы записывались в крестьяне, другие — в мещане, а кому фартило — купцами становились. Восстанавливалась численность казачьего полка — и часть Суриковых, как и представителей других сибирских казачьих родов, вновь возвращалась к своим истокам — шли служить.

Александр, сын казака Степана Петровича Сурикова, у судьбы в баловнях не числился. Поначалу по службе продвигался медленно: в 24 года он был только капралом. Откуда это известно? Да все из тех же метрических книг. Когда сотник Красноярской казенной команды Матвей Иванович Суриков венчался в июле 1815 года в Благовещенской церкви Красноярска, то поручителем у него записали казачьего капрала Александра Степановича Сурикова. Матвей Иванович — это родной брат деда художника.

Обратите внимание на такую весьма любопытную деталь: Александр Степанович записан в метрической книге казачьим капралом. Какой капрал, если речь идет о казачьих войсках? Дело в том, что казачество не раз пытались втиснуть в жесткие общеармейские рамки. Результатом очередной такой попытки и стало введение армейских званий для казаков: их тогда именовали не хорунжими, есаулами и сотниками, а капралами, вахмистрами и сержантами. В Минусинском архиве встречаются документы за 1799 год, в которых фигурируют эти звания. Упоминается, например, капрал Суриков — “смотритель соленых озер”.

Как появился полк

Когда Александр начинал служить, никакого Енисейского казачьего полка еще не существовало. Появилась на карте Сибири новая губерния Енисейская — и сразу сформирован был полк. Местные казаки служили поначалу в трех командах — Красноярской, Енисейской и Туруханской. И эти команды при очередной административной “перекройке” переходили в подчинение властям то одной, то другой губернии. Словом, бесконечная чехарда продолжалась вплоть до реформы Сперанского.

А толчком к ее проведению послужило одно довольно любопытное событие. Почти пятнадцать лет самым главным начальником “всея Сибири” был генерал-губернатор Пестель (отец будущего декабриста). Этой огромной территорией он самовластно управлял из Петербурга, ни разу (!) не посетив Сибирь. Зато весьма обогатился благодаря щедрым подношениям сибирских чиновников и денежных воротил. Эти местные царьки оплачивали Пестелю право на вседозволенность и грабеж населения. Бесполезны были многочисленные жалобы сибиряков на поборы, бесчинства и издевательства. Генерал-губернатор им просто не давал хода. До бога — высоко, до царя — далеко…

Может, Пестель еще долго “царствовал” бы в Сибири, если бы не настырный иркутский мещанин Саломатов… В 1818 году он окружным путем, через Китай (а иначе его перехватили бы приспешники Пестеля!), сумел добраться до Петербурга и вручить лично Александру Первому обличительное письмо с просьбой избавить Сибирь от такого губернатора. И случилось чудо… На сей раз не свалили, как всегда, всю вину на сибирских “ябед”, а убрали Пестеля. Губернатором Сибири назначили Михаила Михайловича Сперанского.

А он решил лично ознакомиться с состоянием дел в Сибири. И провел основательную ревизию, по окончании которой написал: “За злоупотребления тобольских чиновников следовало всех оштрафовать, томских — отдать под суд, а красноярских — повесить”. Впрочем, опытный царедворец хорошо понимал, что расправами и казнями лихоимцев да самодуров не извести. И как средство для уменьшения злоупотреблений чиновников предложил административную реформу. Сибирь разделили на Западную и Восточную, каждую из них возглавил свой генерал-губернатор. Вот тогда, согласно замыслам Сперанского, и появилась на карте Сибири Енисейская губерния. Она вошла в состав Восточной Сибири, Главное управление которой находилось в Иркутске.

Новая перекройка потребовала радикальных изменений и в организации сибирского казачьего воинства. В 1822 году утвержден “Устав о сибирских городовых казаках”, пылившийся уже несколько лет на полках. Согласно ему казачьи команды упразднялись. Вместо них создавались казачьи городовые полки. В Восточной Сибири их сформировали четыре — Иркутский, Енисейский, Забайкальский и Якутский. Енисейский городовой казачий конный полк состоял из шести сотен. Одну сформировали в самом Красноярске, по одной — в Красноярском, Енисейском и новоучрежденным округам — Минусинском, Ачинском и Канском. Для сотен требовались командиры — инициативные, уважаемые среди казаков, опытные, но еще не старые. Как раз такие, как Александр Степанович. Он молод (чуть за тридцать), а за плечами — немалый срок службы. К тому же — потомственный казак. Можно с уверенностью сказать, что он был востребован. Биографии таких людей, как он, стали начальными страницами истории Енисейской губернии, называемой сегодня Красноярским краем.

Первый губернатор Александр Петрович Степанов (в прошлом — адъютант Суворова) — человек очень деятельный, творческий, горячо взялся за обустройство только что образованной Енисейской губернии. Ему нужны были энергичные, толковые и, что немаловажно, — честные помощники. Особое внимание уделил Степанов формированию казачьего полка. И, конечно, в повседневных заботах и хлопотах, служебных поездках деятельный губернатор где-нибудь да пересекся с казачьим офицером Суриковым и сумел оценить его деловые качества.

Наталья КАЛЕМЕНЕВА

Минусинск

(Продолжение следует)

Автор благодарит сотрудников Минусинского архива за содействие при подготовке материала


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: АТАМАН СУРИКОВ автор Н.Калеменева
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013, 16:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2012, 23:05
Сообщений: 455
Откуда: Ульяновск
С уважением отнашусь к Наталье Калеменевой - талантливой журналистке из Минусинска, пишущей на исторические темы, в том числе и о казачестве...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB