Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 23 июл 2018, 06:11

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 05 июл 2015, 18:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1247
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
(автобиографический очерк)
В истории семьи казака бывшей станицы Монокской Минусинского уезда приказного А.И. Байкалова были крутые повороты. До революционный (1917г.) период эта трудолюбивая семья жила безбедно и благополучно. Однако в 1919 году его старший сын Иван-первый Байкалов был призван в 1-й Енисейский казачий полк армии адмирала Колчака и умер от тифа 19-ти лет от роду. Похоронен в Красноярске. Примерно в это-же время казачье население станицы Монок создало дружину самообороны, в которой Ананий Байкалов стал атаманом. В конце 20-х-начале 30-х годов прошлого века в стране была начата т.н. «коллективизация» - создание аграрных коллективных совместных хозяйств (колхозов), в которые единоличников загоняли силой. К тем, кто по каким-либо причинам не хотел вступать в колхоз, применяли различные методы принуждения. В 1929 году середняцкое хозяйство А.И. Байкалова подверглось «раскулачиванию». Глава семьи, его жена, совершеннолетние дети были лишены избирательных прав. В марте 1930 года Анани Ильич был арестован и препровожден в Минусинскую тюрьму, где т.н. «особая тройка» ОГПУ Запсибкрая приговорила его к высылке на вечное поселение в Туруханский край. Вместе с ним были высланы из Монока ещё несколько десятков семей.
Весной 1931 года к высылке (спецпереселению) подверглась вся остальная семья казака: жена Феоктиста Марковна и четверо малолетних сыновей: Михаил, Василий, Сергей и младший Иван. Позднее, весной 1933 года, после смерти отца, все члены семьи Байкаловых бежали из ссылки. В целях безопасности от возможной повторной высылки или даже ареста НКВД, они поселились не в своем, а в соседнем Таштыпском районе, на различных участках Арбатского леспромхоза. С этого момента многодетная семья Байкаловых, по-существу, распалась. Больше она уже никогда, в силу различных причин, не могла собраться под одной крышей. Подробно обо всех коллизиях, случившихся с этой семьей, оставил свои воспоминания самый младший сын атамана Иван-второй Ананьевич Байкалов (1922-2003г.г.). Иван Ананьевич - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., гвардии подполковник в отставке. Начав воевать рядовым стрелком-лыжником осенью 1941 года в Подмосковье, он закончил войну 12 мая 1945 года в Праге, командиром роты. Был трижды ранен, награжден тремя боевыми орденами и четырьмя боевыми медалями. Некоторые его воспоминания уже были опубликованы с его разрешения мною ранее в ряде СМИ.
Желание написать автобиографический очерк, - пишет Иван Ананьевич, - появилось у меня после прочтения книги прославленного Маршала Советского Союза Г.К. Жукова «Воспоминания размышления». Мешали большая занятость служебными делами и общественной работой, которая отнимала все свободное время. Тем самым, мною была упущена хорошая возможность получить необходимые достоверные сведения о моих предках. Эти сведения мне вполне могли предоставить мои старшие сёстры, ещё жившие в те годы. Теперь же они обе уже ушли из жизни. В 1980 году умерла Мария Ананьевна, а следом за ней, в 1984 году, трагически погибла Аграфена Ананьевна. Оговорюсь, что при нечастых встречах со своими сестрами, в наших разговорах о прошлом семьи затрагивались некоторые, интересовавшие меня темы. И вот теперь, я хотел бы рассказать о своей семье.
Изображение

Первые слова - о родителях. Свой рассказ о родителях я начну с мамы. Моя мама - Феоктиста Марковна Байкалова (в девичестве – Сипкина) родом была из соседней с Моноком, казачьей станицы Арбатской. Ныне это село Малые Арбаты Таштыпского р-на РХ. Хорошо помню, что она была высокой и стройной, с прямой осанкой и быстрыми движениями. Запомнились её светло-русые, густые и очень длинные волосы, которые она аккуратно заплетала в две толстые косы и красиво укладывала их на голове. Как сейчас вижу её, расчесывающую после бани свои шикарные волосы костяным гребешком. Неоднократно слышал от старожилов, что люди находили маму красивой женщиной. Мне же она больше запомнилась своею исключительной чистоплотностью и трудолюбием. Я не помню маму не занятой какой-либо работой. Не помню, чтобы в нашем доме были беспорядок и грязь. Всё всегда было вымыто, вычищено и прибрано по своим местам. Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что в нашем доме царил культ чистоты. Перед большими православными праздниками, такими как Рождество, Пасха, Троица, в доме проводилась генеральная уборка. Набело белили известью стены и потолки жилых помещений. На юге Сибири, в нашей местности не было принято жить в неоштукатуренных и не побелённых домах. При этом оклейка стен обоями в сельской местности, где мы проживали, не практиковалась. Более того, во времена моего детства деревенские полы также не красились. Полы в избе или горнице женщины мыли при помощи дресвы и «голика» - веника из полыни и мелкой дресвы (мелко раздробленный и пережжённый речной камень - ракушечник. Тщательно вымытый этими ингредиентами пол отдавал желтизной и блестел. Точно также тщательно мылись все лавки и скамейки. Столешницы некрашеных столов также тщательно скоблились большим ножом (косарём) добела. Также производилась стирка занавесок, наволочек, одеял, половиков и другого убранства дома.
Мама хорошо готовила и пекла. Приготовленные её блюда были необыкновенно вкусны. Например, домашняя лапша на курином бульоне, уха из свежей рыбы, сибирские пельмени… Их вкус я помню и сейчас, хотя с той поры прошло почти семь десятилетий. А домашний, запеченный в русской печи, хлеб! Перед глазами до сих пор стоят большие круглые душистые хлебы из пшеничной муки – «крупчатки»****, только что вынутые из печки, поставленные на ребро и накрытые чистым холщевым полотенцем, с вышитыми на нем красными петухами. А какой запах идёт от хлебов по всему дому. Или подовые калачи с большими пупырышками. Как же я любил есть свежий, ещё теплый, только что из печи калач с топлёным молоком…. А пироги из свежей рыбы!? Это было просто объедение. Готовился пирог так: раскатывается большой круг теста, из которого пекут хлеб. На этот круг кладется 3-4 больших рыбины целиком. Сюда же добавляется различная приправа- лавровый лист, укроп, тонко нарезанный лук и ещё какие-то приправы. Всё содержимое пирога накрывается другим таким же кругом из теста и прочно защипывается по краю. Затем эта заготовка попадает на большую деревянную лопату- весло и ставится в печь Рыба для изготовления пирога берётся не абы какая, а только самых уважаемых сибирских пород- сиг, ленок, хариус, таймень…
Кроме всего прочего, наша мама хорошо владела многими видами рукоделия. Она умела шить на швейной машинке « Зингеръ» - подарке её родителей к свадьбе. Хорошо вязала, вышивала, пряла пряжу. Сама ткала на домашнем станке холсты и половики. Особенно запомнилась она мне как портниха. Она обшивала свою семью, а иногда выполняла просьбы односельчан и некоторых родственников. Кроме этого, мама неплохо шила одежду для зимы из крашенных или дубленых овчин: шубы, полушубки, бекеши, папахи и т.н. «борчатки»*.
Семья наша состояла в основном из мужчин – отец и четыре сына. Старшие дочери Мария и Аграфена уже были замужем, а сестра Александра - на выданье. Из холста мама шила нам рубашки и шаровары, а верхнюю одежду – «шабуры*» и «однорядки**» она изготавливала из домашнего сукна. При этом, одежда из фабричных материалов имелась лишь у старших детей: брата Михаила и сестры Шуры, т.к. они уже вступили пору взрослости, жениховскую пору. Эта одежда носилась не повседневно, а лишь по праздникам и при посещении местной Михайло-Архангельской церкви.
Ещё помню, что мама вязала нам красивые шарфы и ткала многоцветные «опояски»***. Имел такую опояску и я. Обмотаешь эту опояску вокруг талии, перехлестнешь спереди её концы так, чтобы оби свисали и болтались кисточками по ногам. Это был предмет гордости, т.к. мне казалось, что наличие такого кушака делает меня взрослее. Все казаки в станице того времени носили кожаные пояса - широкие кожаные ремни или узки наборные пояса кавказского типа. Её чистоплотность, аккуратность и трудолюбие были для нас, её детей, настоящим примером и школой жизни. Мы все глубоко уважали маму. Я не припомню случая, чтобы кто-то, даже из моих старших сестер и братьев, осмеливался бы грубо ответить ей или ослушаться её. Такого никогда не бывало. Она навсегда была и осталась для меня образцом доброты и порядочности. Именно благодаря её стараниям все мы смогли выжить в ссылке и вернулись из неё живыми.
Теперь об отце. Мой отец - Ананий Ильич – природный монокский казак. В семье Байкаловых было шестеро братьев: Егор, Иван, Степан, Фёдор, Максим и Ананий. Он был старше мамы на шесть лет. Помню густые чёрные волосы, чёрная же пушистая борода и такие же чёрные усы. Самый кончик бороды и виски слегка подёрнуты сединой. Как сейчас вижу его, сидящим перед окном на табурете. Он постоянно что-то чинил: то «сагиры», то валенки, то уздечки, шлеи или хомуты По характеру наш отец был спокойным и сдержанным. Например, я никогда не слышал, чтобы он матерно выругался. Нет, он принципиально не ругался, причем даже в самых острых ситуациях, которые случаются в жизни. Пожалуй, единственным его ругательством была фраза: «язви - тя». Что в более широкой трактовке, видимо, означало: «язва тебя возьми». Бывало, мать иногда упрекала его в каком-либо упущении в домашних делах. Отец же, в порядке «самообороны» и чтобы подчеркнуть свою правоту и компетентность в означенном вопросе ответит: « язви тя, да я на три аршину в землю вижу». Это означало, что упрек жены несправедлив и не имеет под собой основания.
Тятя, (а именно так называли отца мы – сыновья, а дочери звали его - папка) к нам, своим детям относился ровно, спокойно в отличие от мамы, которая иногда, глядя на наши выходки, «распалялась». Как бы кто из нас ни провинился отец никогда, никого из нас не тронул даже пальцем. Случалось так, что кто-то из нас «нашкодит» и мать намеревается воздать должное провинившемуся. В этих случаях мы всегда находили защиту от карающей руки мамы за широкой спиной отца. Бывало, он скажет: Ну ладно мать, успокойся, чего уж там…». Более того, я не припоминаю ни одного случая, чтобы они, когда либо по крупному, ругались между собой. Коммуникабельность отца была заметна не только в семье, но и среди соседей и односельчан. Примером тому служит такой вот факт из жизни отца: Когда в Сибири была установлена власть адмирала А.В. Колчака, монокские казаки избрали нашего отца атаманом казачьей дружины станицы Монок. Изображение
А ведь он не был ни богатым, ни знатным, не имел он и офицерского чина. Позднее сам факт избрания отца атаманом станицы был использован, как один из поводов к его репрессии. В отличие от некоторых односельчан, отец никогда не был пристрастен к спиртному. Хотя самогонка в нашем доме была постоянно. В подполье стояла 3-х литровая бутыль и несколько различных ёмкостей настоек на различных травах, которые мама изготавливала по своим собственным рецептам. Помню, что гости всегда хвалили её «зубровку». Несмотря на то, что спиртное в доме было постоянно, ни отец, ни старшие сыновья «не баловались» этим зельем. Бывало в зимнюю пору, когда отец со старшими сыновьями Михаилом и Александром ездили в поле за сеном или в лес за дровами. Наработаются за целый день в лесу или поле, перемёрзнут. Тут бы и в самый раз выпить по чарочке «для сугреву». Но нет, даже в таких случаях обходились лишь горячим самоваром. Чаще всего, в таких случаях топили баню.
Только по праздникам, когда принимались гости или приходил зять Фёдор Алексеевич Терских со своей женой – моей старшей сестрой Груней, отец позволял себе две-три небольшие стопочки. Не более. Но при этом веселился наряду со всеми, из числа тех, кто прикладывался к горькой как следует. Он очень любил петь в компаниях, был запевалой. И конечно, любимыми его песнями были старинные казачьи. Отдельные фрагменты тех песен, что пели казаки при застольях, до сих пор сохранились в моей памяти. Например, вот такая песня:
Как на вас на полях казак битый лежал.
Он убит, не убит, весь изранен лежит,
А в ногах у него конь вороный стоит…»
Далее казак даёт своему коню наказ, чтобы он сказал домой и рассказал о смерти казака в чужедальней стороне. Или ещё вспоминается вот такая песня:
«Скакал казак через долину,
Через Манчжурские края.
Скакал он селам и станицам,
Кольцо сияло на руке.
Кольцо казачка подарила,
Когда казак ушел в поход.
Она дарила - говорила,
Что через год буду твоя…»
Ещё помню исполнение залихватской песни, которую монокские казаки пели с неоднократными повторами, с приплясом и притопыванием ногами: «Их-х эй-эй, Эха-эй!!! Скачет сотня казаков-лихачей!» - возможно даже, что это была строевая, походная песня наших казаков. Или та же знаменитая и общеизвестная любому казаку песня: "При лужке - лужке...".
Я любил слушать казачьи песни, то тоскливо-протяжные, то весёлые и озорные. Надо сказать, что песня в нашем доме присутствовала постоянно. Когда мама и старшие сестры занимались какими-либо домашними делами, они при этом непременно напевали старинные песни. Пели песни в пути по дороге в поле, пели за работой, пели на обратном пути домой. Словом, казаки и казачки пели в любой обстановке, которая способствовала пению. Каждая семья ехала на своём возке непременно с песней. Это было нормой. Мы ребятня, кого ещё в силу нашего малолетства взрослые не брали с собою на пашню, в поле, заслышав эти вечерние песни, бежали за поскотину ******на Малую горку, где встречали своих родных, подсаживались на телеги и включались в общий хор певцов, родных и любимых нам людей…
Таким навсегда остался в моей памяти отец: строгий, но чуткий и добрый казак. Он готов был отдать нуждающимся последнее, когда к нему обращались с какой-либо просьбой. Сдаётся мне, что в последние годы жизни в семье, отец уделял мне внимания больше, чем другим своим сыновьям. Возможно, это происходило ещё и потому, что я был в семье «последышем», самым меньшим из сыновей. Так сказать, "последняя надежда" моих родителей...
Родился я в семье монокского казака Анания Ильича и Феоктисты Марковны Байкаловых, урожденной Сипкиной, 31 октября 1922 года в бывшей казачьей станицы Большой Монок. Это на самой южной окраине сибирской глубинки. Так вышло, что я был последним, десятым ребёнком моих родителей. Их первенец был тоже Иван. Он умер ещё до моего рождения, в 1919 году. В частях адмирала Колчака свирепствовал брюшной тиф, от которого скончался мой самый старший брат. К тому времени, которое я описываю, старшие мои сестры Груня и Мария были уже замужем, а семья наша состояла из семи человек: отец, мать, сестра Александра, братья Михаил, Александр, Василий и я. Село Большой Монок расположено в верхнем течении реки Абакан, в том самом месте, где бурная и своенравная река вырывается на просторы Сагайской степи из горных тисков –отрогов Саянского хребта. Это поселение появилось здесь как казачий кордон. На это, в частности, указывает география размещения соседних с ним казачьих станиц и форпостов: Таштып, Арбаты, Монок, Табат, Бея, Означено (ныне г. Саяногорск), Саянская, Каптырево, Суботино, Нижний Суэтук, Салба, Каратуз и др. Все они расположены в предгорьях Саянского хребта на реках Енисей, Абакан, Туба и их больших и малых притоках. Цепочка этих казачьих селений растянувшаяся с запада на восток вдоль северного склона Саян верст этак на 250-300- южго-сибирская пограничная линия - служила в прошлом, по видимому, прикрытием границы с Джунгарией и Монголией. А затем, и с Тувой. В 1944 году Тувинская Народная Республика добровольно вошла в состав СССР. Село Большой Монок, где мне довелось появиться на свет, расположилось вдоль правого (восточного) берега речки Монок - притока реки Абакан, при впадении её в эту реку. ИзображениеСовсем недалеко от устья этой небольшой речушки. Во времена моего детства, Монок состоял из единственной улицы, протяженностью в два-два с половиной километра, которая своей конфигурацией повторяла один в один повороты русла речки Монок и напоминала, на мой взгляд, огромную заводную рукоятку грузового автомобиля, изогнутую двумя прямыми углами. Село вытянуто в направлении «север-юг». С восточной стороны, как бы полудугой, Большой Монок был полуохвачен одним из отрогов Саянских гор. Мы в детстве именовали ту гору «гора», а все находящееся за этим отрогом именовалось «за горой». К западу от села в направлении другой бывшей казачьей станицы Таштыпской, находился на другом берегу реки Абакан отрог - гора «Кулагай» у подножия котоой протекала река Абакан, имеющая здесь многочисленные протоки –«рукава». Между этими отрогами Саянский гор, образовалась котловина километров 20-25 длинно и 4-5 километров шириной. В этой долине протекают две реки :Абакан и Монок. На равнинной части этой долины и плоскогорьях горных отрогов были расположены пашни, выпасы для скота, сенокосные угодья. Сенокосные угодья имелись и на многочисленных рукавах- протоках реки Абакан. Значительная часть пашни монокских казаков находилась в долине речки Монок и на восточном, более пологом склоне «горы» или «за горой». Например, наши сенокосные угодья находились на острове Попалков, образованном одной из проток и восточным рукавом реки Абакан – Малым Абаканом. Свое название этот островок получил оттого, что казаки зимою заготавливали там дрова для обогрева жилищ. Ездили сюда за дровами -« по палки». Земельных угодий хватало всем жителям Монока. Вот почему, даже в неурожайные годы (которые тоже случались), не испытывали острой нужды с продовольствием- выручали запасы прошлых лет. Во всяком случае, так было во времена моего детства, до коллективизации единоличных сельских хозяйств в начале 30-х годов прошлого века. Каждая семья имела лошадей, коров, овец, коз, свиней и птицу. Основу населения составляли потомки казаков, основавших Монок в 1759 году- Александровы, Байкаловы, Воротниковы, Терские, Сипкины, Юдановы- сплошь казачьи фамилии. Имелась церковь, школа и лавка потребкооперации - магазин, где торговали мануфактурой, керосином и прочими товарами. Большинство сельских подворий были добротными. Изображение
Дома большей частью были большие, высокие и светлые – «пятистенки» или «крестовые». В центральной части бывшей казачьей станицы располагались двухэтажные лиственные дома. При хорошем фундаменте такое жилище вполне может простоять несколько сот лет. Многие дома имели резные наличники. Карнизы крыш, оконные наличники, тесовые ворота украшались причудливой вязью резьбы и различными деревянными фигурками. К сожалению, многих из них сейчас уже нет -в отсутствии своих хозяев казачьи дома переходили "из рук в руки", многие из них перевезены в другие деревни, частью разобраны на дрова, а некоторые уничтожены пожарами...
Подворье в нашей местности именовалось «оградой», а окружающий ограду забор – «заплотом». Видимо это название произошло от слов «оплот», «плотный», «сплоченный» Каждое подворье представляло из себя замкнутый четырехугольник. Вдоль красной линии улицы стоял дом, рядом - добротные въездные ворота, обычно тесовые, с карнизами на два ската. На противоположной воротам стороне располагались амбар и большая «завозня»- добротный сарай с большими воротами. В «завозню» ставились на хранение телеги, сани, плуги, бороны, жатка-лобогрейка… (у кого имелась).
У хозяев с меньшим достатком вместо «завозни» строился «навес». Его назначение тоже, что и у завозни. Тут же строилась баня и погреб, колодец рылся всегда в стороне от хозяйственных построек. Остальные две стороны ограды, обращенные к соседу справа и слева, были «заплотом». Делался он так: в землю врываются мощные, диаметром до полуметра, столбы с широкими пазами. В эти пазы плотно укладываются хорошо подогнанные к друг другу половинки бревен, распиленных вдоль, от комля к вершине. «Заплот» же представляет мощную, до 2-2,2 метра высотой, изгородь., через которую не только перелезть, но даже подсмотреть в щель, - а что там делается у соседа, не всегда получается - так добротно он изготовлен. При этом казачьи подворья плотно примыкали один к другому, образуя сплошную линию из домов одной улицы…

Иван Байкалов
гвардии подполковник в отставке,
родовой монокский казак.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 09 авг 2015, 15:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3043
Откуда: Владивосток
Енисеец писал(а):
Остальные две стороны ограды, обращенные к соседу справа и слева, были «заплотом». Делался он так: в землю врываются мощные, диаметром до полуметра, столбы с широкими пазами. В эти пазы плотно укладываются хорошо подогнанные к друг другу половинки бревен, распиленных вдоль, от комля к вершине. «Заплот» же представляет мощную, до 2-2,2 метра высотой, изгородь., через которую не только перелезть, но даже подсмотреть в щель, - а что там делается у соседа, не всегда получается - так добротно он изготовлен. При этом казачьи подворья плотно примыкали один к другому, образуя сплошную линию из домов одной улицы…

А есть предположения какие, зачем между соседями ставить такую серьёзную стену? Ведь надо сколько брёвен обтесать, всё сложить накрепко. Причина должна быть у такого Заплота?

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 11 авг 2015, 15:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1247
Следует иметь в виду, что казаки, осевшие на жительство в Сибири, были здесь в меньшинстве. При этом они постоянно находились в окружении враждебных кочевых племён. Возможно что постройка таких мощных заборов- заплотов, представляющих в некотором роде уменьшенное подобие крепостных стен, являлось в первые годы колонизации Сибири жизненной необходимостью. Впоследствии это вошло в традицию сибирских старожилов-"челдонов". Они строились основательно. Крепкие 1, 1,5 и даже 2-х этажные дома были скорее здесь нормой, чем исключением. Кстати, большинство сибирских острогов и крепостей также целиком строилось из древесины. Особенно если это был "листвяк". А сосны и лиственницы в Сибири было предостаточно. При правильном её использовании она сохраняется весьма долго. По собственному опыту знаю, что брёвна из срубов домов, поставленных нашими казаками в прошлом и даже позапрошлом веке, невозможно обработать топором. И даже при их распиле,современная бензопила справляется с этими лиственными брёвнами с трудом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 11 авг 2015, 15:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3043
Откуда: Владивосток
Да у листвяка есть свойство каменеть с годами, он даже уменьшается немного в объёме но становиться твёрдым. Я старые плинтуса при ремонте менял на новые, так вот, весь день ломал, откалывалось только маленькими кусочками, редко когда удавалось отломать кусок в локоть длиной.
Есть у меня распечатка одна, так там расписано в какой лунный день, в какие часы, дни деревья приобретают ту или иную характерную особенность. То есть химический состав соков видимо меняется и дерево может отличаться или жаростойкостью, или быть лёгким или тяжёлым.
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 12 авг 2015, 12:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1247
На мой взгляд, полезная брошюра. где можно посмотреть? помню, старики говорили, что если пиломатериал, используемый в качестве столбов, вкапывать комлем кверху, а вершиной в землю, то такие столбы меньше подвержены гниению. ну и конечно надо учитывать, что лесоматериал заготовленный для строительства домов в дело шел не сразу. он "вылёживался" по 2-3 года. к тому же, это был кругляк, а не брус-домостроение, как сейчас. ныне при механической обработке (распиле) с него снимается самая крепкая его часть. т.н. "оболонь" или "болонь" и идёт в отходы: горбыль, обапол и т .д.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 12 авг 2015, 12:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3043
Откуда: Владивосток
Енисеец писал(а):
На мой взгляд, полезная брошюра. где можно посмотреть? помню, старики говорили, что если пиломатериал, используемый в качестве столбов, вкапывать комлем кверху, а вершиной в землю, то такие столбы меньше подвержены гниению. ну и конечно надо учитывать, что лесоматериал заготовленный для строительства домов в дело шел не сразу. он "вылёживался" по 2-3 года. к тому же, это был кругляк, а не брус-домостроение, как сейчас. ныне при механической обработке (распиле) с него снимается самая крепкая его часть. т.н. "оболонь" или "болонь" и идёт в отходы: горбыль, обапол и т .д.

Сейчас сфотографирую и выложу, там исключительно по существу выборка, самой книги нет. Привязка идёт по лунному календарю, но в старину наврядли знали его в том виде что сейчас печатают, скорее просто знали в какой день для чего рубить, с детства, не заморачиваясь какая там луна.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 12 авг 2015, 12:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3043
Откуда: Владивосток
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОСПОМИНАНИЯ КАЗАКА О МОНОКЕ
СообщениеДобавлено: 13 авг 2015, 15:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1247
Спасибо за информацию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB