Форум Енисейских казаков

Новая почта форума cossac-awards@yandex.ru
Текущее время: 20 апр 2018, 14:43

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВЗРЫВ НА СТАНЦИИ АЧИНСК
СообщениеДобавлено: 04 окт 2017, 08:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1235
Одной из трагических страниц гражданской войны в Енисейской губернии остается взрыв на станции Ачинск, произошедший 29 декабря 1919 года. И хотя об этом трагическом событии осталось огромное количество упоминаний: от воспоминаний белых эмигрантов до красных партизан, истинные причины взрыва доподлинно остаются неизвестными до сих пор. Одни исследователи ставят на нелепую случайность, другие — на заранее спланированную и подготовленную диверсию большевиков...
Так что же произошло в маленьком городке почти век назад? Ачинск с населением едва ли превышающим десять тысяч человек в конце 1919 года представлял собою столпотворение народа. Солдаты нескольких армий (Русской армии Колчака, Чехословацкого Корпуса и ряда других частей) и многочисленные гражданские беженцы заполнили весь город. На Великой Сибирской магистрали скопилось огромное число эшелонов, отступающих под натиском красных дивизий...
Даже поезду Верховного правителя адмирала Колчака пришлось продвигаться по железной дороге со скоростью 3-5 километров час. В Ачинске же в эшелонах буквально жили тысячи людей. Их надо было спешно перебросить на восток — офицерам и их семьям приближавшаяся советская власть ничего хорошего не сулила. Железнодорожники были бы рады пропустить поезда, но мешали чехи — тысячи вагонов с их добром создали настоящую «пробку» на Транссибе.
В итоге на станции оказались не только военные, но и огромное количество имущества, самым же опасным грузом были взрывчатка и боеприпасы. 29 декабря 1919 года на станции внезапно раздался оглушительный взрыв. Несколько поездов в одночасье «исчезли» с путей. От них остались только куски металла и дерева. И множество фрагментов изуродованных человеческих тел...
В этот морозный день бывший главнокомандующий Белой армией генерал Константин Сахаров вернулся из города на станцию. Он вошел в вагон, и в этот момент по ушам ударила звуковая волна. За звуком стеклянная крошка окон полетела в лицо, на полушубок. Схватив винтовку генерал Сахаров тут же бросился вон из вагона. На перроне он столкнулся с новым главкомом генералом Владимиром Каппелем, который уже спешил взять ситуацию под свой контроль. Когда генерал Сахаров огляделся, он увидел смятение и разгром на платформе у вокзала.
«Ничком лежали несколько убитых, и их теплые тела все еще содрогались последними конвульсиями. Бежали женщины с окровавленными лицами и руками; солдаты пронесли раненого, в котором я узнал своего кучера-казака, только что вернувшегося со мной. В середине штабного эшелона горели вагоны, бросая вверх огромные, жадные языки ярко-красного пламени…».
Правительственные части находились в шоке. Никто не мог сказать, что произошло. Ждали, что вслед за этим мощнейшим взрывом начнется нападение красных. Из города спешно вызвали добровольческие отряды, организовывали из уцелевших бойцов смешанные патрули. Однако большевистских атак не последовало. Похоже, что этот мощнейший взрыв на Транссибе, унесший множество жизней, для них так же был полной неожиданностью. В противном случае, красные партизаны обязательно бы воспользовались возникшей сумятицей в стане своих врагов. Однако этого не случилось. Более того, Красная армия вошла в город только в начале января 1920 года. Последствия взрыва были действительно страшными. От взрыва погибло несколько сотен людей. В том числе почти весь конвой главнокомандующего. Штабс-капитан Дмитрий Решетников из Красноуфимского кавалерийского дивизиона, попавший на станцию через несколько часов после взрыва, насчитал около 1000 погибших людей. Многие после взрыва пропали без вести. Среди погибших был и генерал-майор Голицын. Пострадало большое число беженцев и гражданских лиц из числа местного населения.
По воспоминаниям очевидцев, все последующие дни окрестности железнодорожной станции Ачинск больше напоминали «царство» мертвецов. Вдоль путей были сложены погибшие, оторванные взрывом руки и ноги. Между этими пирамидами бродили мародеры, не брезговавшие снимать с человеческих останков драгоценности. Эта мрачная, зимняя картина ужасала очевидцев. И они пронесли память о трагедии через многие десятилетия. кстати, есть сведения, что в результате этого взрыва погибла и большая часть архива ЕКВ, а также сопровождавшие эти вагоны казаки ЕКВ...
До сих пор нет ясности в том, что стало причиной взрыва. Белый полковник Вырыпаев вспоминал о непонятном эшелоне из армии Пепеляева. Якобы «эшелон особого назначения» капитана Зубова грузил бочки с черным порохом. Они и стали причиной трагедии. А чуть позже взорвались три поезда с бензином. По другой версии теракт устроили агенты эсеров, большевиков, либо партизаны. Интересно, что еще в ноябре Реввоенсовет 5-й Красной армии, действовавшей против колчаковцев, направил енисейским партизанам директиву: действовать на участке железной дороги между Ачинском и Красноярском. Партизанам приказывалось «произвести крупные разрушения дорог, взрывая мосты, водокачки и производя крушения, с таким расчетом, чтобы исправление их требовало много времени». И, наконец, в качестве причины называли неосторожность при перегрузке мин в вагонах военно-морского арсенала.
Все эти версии имеют свои «за» и «против». Так, член Ачинского совета, большевик П.Г.Ильченко, ссылаясь на воспоминания Н.С.Радченко, рассказывал, что белые при отступлении минировали склады рядом с железнодорожной станцией. На втором этаже склада боеприпасов колчаковцы разместили 350 арестованных солдат, не желавших воевать против красных. Чтобы их освободить большевики-подпольщики организовали подрыв. Два человека были убиты, еще двое ранены, но остальным удалось бежать. Но после первого раздался второй, намного более страшный взрыв, писал Ильченко. Интересно, что его сила могла быть и большей — если бы загорелся пороховой погреб. Но этого не произошло.
Кстати, ранние советские источники ставили именно на случайность. Вот что писал «Красный стрелок» (газета 5 армии) 10 января 1920 года: «В 15 час. 21 мин. пополудни на станции Ачинск произошел сильный случайный (случайный ли?) взрыв вагона с динамитом, после чего загорелись цистерны с бензином и стали взрываться артиллерийские снаряды. В здании вокзала выбиты все стекла и снесена крыша. Трупы людей застряли в телеграфных проводах. Трупы лошадей были отброшены силой взрыва на полторы версты. Винтовки, выброшенные из вагонов, вкалывались штыками в крыши окрестных строений. Разбит поезд генерала В.О.Каппеля. Железнодорожные пути в окрестностях станции исковерканы. Составы представляют собой какие-то фантасмагорические массы различной формы..." Ныне к этому эпизоду гражданской войны в Енисейской губернии вновь растет. Большую работу проводят сотрудники Ачинского краеведческого музея. Они привлекли в качестве экспертов специалистов ФСБ и полицейских. Однако окончательного ответа о причинах кровопролитной ачинской трагедии пока нет. «Неизвестная родина» просит своих читателей, в случае наличия у них информации по этой теме, откликнуться. Адрес нашей электронной почты: neizvestnayarodina@press-line.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЗРЫВ НА СТАНЦИИ АЧИНСК
СообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 00:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2012, 23:05
Сообщений: 413
Откуда: Ульяновск
Енисеец писал(а):
есть сведения, что в результате этого взрыва погибла и большая часть архива ЕКВ, а также сопровождавшие эти вагоны казаки ЕКВ...
строен


Да, я раньше не знал, что вагоны (или Анания Гордеевича Шахматова) сопровождало немало енисейских казаков, попадалась об этом информация из архивов...
Так же встречал документ, что у Шахматова (члена Войскового правления) с собой была немалая сумма войсковых денег...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB