Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 28 мар 2024, 20:44

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ТАШТЫП - "ТВЁРДОЕ" ДНО
СообщениеДобавлено: 20 мар 2012, 17:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
ТАШТЫП – «ТВЁРДОЕ ДНО»


По свидетельству учёного-путешественника П.С. Палласа в его труде «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1772-1773 годах», (издание Санкт-Петербург. 1778г.) значится следующее:
- «Таштып-есть самое последнее русское жилище в степи, Мунгалию ограничивающее. На берегу одноимённой реки стоят пять дворов красноярских казаков, добровольно поселившихся в этих местах для содержания пограничного караула. Казаки имеют пашню, сенокосы, охотничают. На реке Тарбун они построили мельницу.
Караул состоит из караульного дома, ограждённого деревянной стеной и рогатками. Службу в нём, казаки несут посменно. Этот караул прикрывает степь между Обью и Енисеем с западного направления.
Дорога от Таштыпа до Кузнецка идёт на запад, вверх по Малой Зее через реку Майдар и горами до Узаса, впадающего в Мразу. Затем сплавом по реке, всего пути два дня. Чаще же ездят с Тайе или Аспыша к вершинам томским четыре дня верхом и плотом. Далее, до Кузнецкой линии горами не проведено никакой межи и нет никакого присмотра – самими горами место крепкое…
На восток от Таштыпа до следующего караула, расположенного на правом берегу, у слияния рек Абакана и речки Монок, тридцать две версты. Там проживают казаки, основавшие ещё один сторожевой пост – «Байкалову деревню».
Второй Абаканский (Арбатский) караул отсюда в пятнадцати верстах выше по Абакану, но из-за гор к нему не подъехать, разве что, верхи (верхом) проехать можно.
Около этого караула протекает речка Каражил (полагаю – Хараджул – авт.). Между Байкаловой и Абаканским (арбатским) караулом стоит высокий перевал, именуемый казаками почему-то «Матросским» и текут две речки, именуемые одинаково совершенно одинаково: Арбат.
Оба они, вместе с другими казачьими караулами, расположенными за Енисеем, образуют пограничную линию… ».

История сохранила имена первых казаков, основавших Таштыпский казачий караул: Ворошилов, Зырянов, Кузьмин, Смольянинов, Шахматов и Юшков.
Это именно их подписи стоят под прошением, посланном тобольскому воинскому начальнику, о разрешении основать передовой казачий караул-форпост, на свободных землях южно-сибирской окраины Русского государства.
Тобольский губернатор, генерал-поручик Чичерин, разрешил постройку на испрашиваемом месте казацкого поста. Оговорив основание его казаками целым рядом условий: «...позволяется поселение вышепоименованных казаков с домами, с их семействами, при занимаемых ими караулах, но, с обязательством оных, со всем своими потомством на вечные времена нести казакам пограничную и любую иную службу, какая потребуется».
Казаки Таштыпского, и соседних с ним, Имекского, Арбатского - второго Абаканского, Табатского и Монокского караулов, по очереди посещают редут, расположенный у пограничного знака, установленного к востоку от высокой снежной вершины Сабин-Табин.
Вначале дорога проходит с правой стороны вверх по реке Абакан, до впадающей в него реки Джебаш, потом вверх по ней, до впадающей в нее реки Цаган-Махан ( в переводе с монгольского – «белое мясо»), и в третий день пути, по труднейшей горной дороге поспевают на редут. Этой дороги состоит примерно девяносто вёрст. По другую сторону горного хребта начинается Китайская Мунгалия…».
Таштып в архивных письменных источниках впервые упоминается в 1755 году. Скорее всего, своё необычное название эта местность получила по наименованию реки, на которой казачий караул и был основан. В переводе с тюркского, слово это, означает каменистое, твёрдое дно.
В четырёх верстах от современного расположения Таштыпа, на высокой, отвесной скале, казаками был оборудован пограничный пост-пикет. Впоследствии, для надёжного окарауливания линии границы с Мунгалией, потребовалось большее количество казаков, а значит, появилась нужда в большем числе жилищ - бревенчатых изб. Таким образом, и возник Таштып.

Со временем селение это значительно выросло, и стало именоваться казачьей станицей. Произошло это в 1852 году. Станичными начальниками, а по казачьей терминологии - атаманами, состоял ряд офицеров из местных и красноярских казаков. С самого основания казачьего поста и до майской реформы 1871 года, таштыпские казаки несли пограничную стражу и именовались линейными казаками.
В более позднее время, станица перешла в ведение гражданских властей, и стала именоваться селом, а казаки, живущие «на линии»: в Таштыпе, Арбатах, Большом Луге, Нижнем Имеке, Моноке, Ново-Покровке, Табате и Бее, стали нести военную службу на общих началах со всеми городовыми и станичными казаками Енисейской губернии.
В Таштыпе, по инициативе казаков, в 1883 году был построен из кирпича и камня Христорождественский храм и образован одноимённый православный приход. По свидетельству старожилов, звон колоколов этого храма, в ясную погоду был слышен по всей округе. Этот приход выделился из Аскызского Петро-Павловского прихода.
Расстояние от центра губернии г. Красноярска до Таштыпа около семисот вёрст, а уездный центр Минусинск расположен в ста семидесяти верстах от него. В Таштыпе было расположено волостное управление.
Всего жителей в приходе 2809 человек. Большая часть их - потомственные, родовые казаки. Из них 1348 душ мужского, а 1261–женского пола. Все - православного вероисповедания.(«Из истории православных приходов Енисейской губернии». Изд. Красноярск. 1916 г.).

До смены общественного строя в 1917 году, история Таштыпа развивалась, можно сказать, без каких либо особых потрясений. Тон в общественной жизни поселения задавали казаки–потомки основателей станицы.
Казак с рождения и до смерти являлся воином, защитником, кормил и одевал себя и свою семью тяжелым трудом.
Нам, ныне живущим, трудно представить, какое тяжкое бремя несли все без исключения казачьи семьи по выполнению своего предназначения – несению обязательной военной службы.
Тем не менее, это именно так.
Старая казачья заповедь, ставшая известной народной поговоркой, гласила: «для того казак родится, что Государю пригодится!».
И на действительную военную службу казак должен был явиться, не в, извините, «драной телогрейке», а в исправном обмундировании и снаряжении, со своим холодным оружием, на своём личном строевом коне, со всей необходимой амуницией, приобретённой, опять же, на свои собственные средства. И всё это снаряжение и амуниция, должно было соответствовать строгим положениям и параграфам «Полевого Уложения степовых казачьих войск».
Многие таштыпские казаки и урядники являлись участниками войн и вооруженных конфликтов. По высочайшему повелению, ряд из них были награждены за участие в боях.
В мирное время, многие из них привлекались к несению военно-полицейской службы в пределах губернии, в том числе, по несению охраны на рудниках и приисках.

После установления власти адмирала А.В. Колчака, казаки на основании решения Первого съезда (круга) Енисейского казачества от 25 мая 1917 года, подлежали призыву на военную службу в казачьи части белой армии: Красноярский казачий дивизион, 1-й и 2-й Енисейские казачьи полки, Енисейскую сводную казачью бригаду.
После ожесточённых боёв с частями красной армии, многие енисейские казаки, ушли в эмиграцию с отступающей белой армией. Другая их часть остались на Родине. Позднее, в тридцатые годы прошлого века, многие жители Таштыпа, Арбатов, Большого Луга, Нижнего Имека, Монока, Покровки, имеющие казачьи корни, были поголовно репрессированы.
Среди казаков, подвергшимся репрессиям: Шахматовы, Каргаполовы, Казанцевы, Борзовы, Сипкины, Лалетины, Зыряновы, Потылицыны, Байкаловы, Дорофеевы, Псарёвы, Чанчиковы, Юдановы…
В настоящее время, некоторые из них, а таких, только по Таштыпу – десятки, реабилитированы посмертно. Часть фамилий реабилитированных казаков занесены в «Книгу Памяти репрессированных в РХ», правда в этом скорбном списке все они проходят уже без упоминания о том, что это казаки.
Нашим потомкам будет в будущем нелегко разобраться, кем были их предки.
Но даже эти, «выхолощенные» списки, дают зримое представление о том, каков был масштаб репрессий в стране. Наряду со многими другими группами населения страны, были уничтожены представители многих и многих казачьих родов. Власть уничтожала казачество поголовно. И это не есть преувеличение.

Нынешний Таштып – зримый пример проведения, все десятилетия советской власти, «мудрой ленинской национальной политики» и целиком репрессивной политики государства в отношении русского народа и казачества.
Тут уместно добавить, что и здание таштыпской церкви, поставленной когда-то казаками, было разрушено уже после Победы, в 1945 году, «в связи с нехваткой строительных материалов для строительства животноводческих помещений для скота».
Вот он, пример мракобесия и кощунства режима.
Большевики, с момента захвата власти осенью 1917 года, пытались убить в нашем народе веру в свои святыни. И так продолжается до сих пор.

Находясь в Таштыпе, по случаю 240-летия его основания казаками, ваш покорный слуга поймал себя на ощущении, что до сих пор, словно-бы какая-то «неведомая сила», заставляет забыть всех нас о своём, родном и кровном, и делает из нас, из наших детей и внуков «иванов, непомнящих родства».

До сего времени происходит замалчивание подлинной роли казаков, в деле присоединения сибирских земель к Руси. Невольно возникает вопрос: а чем же являлось присоединение южно-сибирских земель к Руси?

Как явствует из выступления председателя совета старейшин родов хакасского народа В.М.Торосова на одной из научно-практических конференций, цитирую:
- «…строительство острогов… явилось основательной заявкой на территорию и фактическое овладение ею. Создание острогов стало поворотным пунктом в истории взаимоотношений России и Хакасии, в результате чего «кыргызская землица» была полностью и окончательно закреплена в составе Русского государства… Важным, возможно, судьбоносным является это событие для хакасского народа. Древняя земля получила надёжную и сильную оборону, сняла наконец, проблему безконечных войн и разорений. Присоединение к России приобщило хакасский народ к более высокому уровню цивилизации. Открылась возможность непосредственно использовать достижения мировой цивилизации, обучения и развития национальных кадров в российских учебных заведениях, восстановления письменности, возможность исповедовать наиболее прогрессивную религию и формы просвещения народа. Был открыт доступ к новым, ране не известным формам лечения, а также организации здравоохранения. Большой толчок получило сельское хозяйство, особенно растениеводство, в .т.ч. овощеводство. Местное население приобщилось к новым, более современным орудиям лова и охоты, и в частности, к оружию с использованием пороха…».
Собственно, об этом же, но только сухим языком цифр свидетельствует доктор исторических наук, профессор В.Я. Бутанаев: «…После угона населения в Джунгарию в 1703 году, в долине Абакана оставалось триста «кибиток» сагаев и бельтыр, а в долине Тубы – триста «луков» маторов и койбал. Так, по переписи 1890 года, на землях «Аскыской степной думы» проживало 30018 душ, или 5449 хозяйств, представляющие «разнородные объединённые племёна» - предков современных хакасов, живущих в долине рек Абакана и Июса.
К слову сказать, по данным этого же учёного, к 1917 году их стало уже 42950 человек, или 7871 хозяйство. Эти данные наглядно показывают нам о том, что тезис «о вымирании хакасов в условиях царской России» - попросту несостоятелен.

Он целиком является ложью, пропагандистским трюком советской исторической «науки».
Ныне события вновь начинают разворачиваются так, что Россия в ближайшие годы входит в эру «водолея», а значит, сам Бог велит всем нам, родовым казакам, не на словах, а на деле возрождать наши казачьи устои и сохранять казачью память о делах минувших дней.

Завершить материал о Таштыпской станице хотел бы словами завещания знаменитого на весь мир атамана Всевеликого Войска Донского, героя Отечественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова, которые он оставил в назидание всем казачьим потомкам и которые стали девизом казачьей медали СКР "АтаманЪ ПлатовЪ":
- «помните славу и добродетель и держитесь обычаев отцов своих».
В этом, и только в этом, сила казачьего духа.

Сергей Байкалов

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТАШТЫП - "ТВЁРДОЕ" ДНО
СообщениеДобавлено: 21 мар 2012, 13:28 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 20 фев 2012, 23:04
Сообщений: 1630
Отличная статья :!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB