Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 28 мар 2024, 18:20

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: СТОЯЛ КАЗАК НА СТРАЖЕ ГОР САЯНСКИХ ...
СообщениеДобавлено: 20 май 2018, 20:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
Вот интересный материал из интернета. Предлагаю его вниманию форумчан. В тексте есть достаточно много интересных подробностей.
Материал подготовили
Лазарева Виолетта Романовна,
Терпенёва Фаина Сергеевна
МБОУ «Синеборская СОШ» кружок «Музееведение» школьного музея,
Руководитель Котенок Любовь Дмитриевна, учитель истории

...Я люблю свою малую Родину – посёлок Синеборск и никогда не думала, что всей душой приму и полюблю бабушкину родину – бывшую станицу Саянская, которая стоит в шестидесяти километрах к югу. Саянский острог идёт навстречу своему 300 летнему юбилею от Указа Петра Великого. Мой род не причастен к казачьей судьбе, предки приехали из «Росеи» в 1927 году за счастливой крестьянской жизнью, в трагическом десятилетии 30-х их судьбы пересеклись. На крутом берегу батюшки Енисея на месте самого южного острога Енисейской губернии ежегодно проходит казачий Фестиваль, и мы с бабушкой там бываем. Я для себя открыла, что здесь била «ключём», как героическая, так и трагическая жизнь казаков с 1718 по 1937 год, но это всё было предано забвению. Моя мама, в юности, любила песни Виктора Цоя в исполнении группы «Кино» , я однажды решила их послушать – интересная музыка, смысл песенных слов не все были мне понятны. Но вот, как набат зазвучали слова: «Ветер перемен… мы ждём перемен» это пелось в разгар перестройки истории нашей Родины. Прослушивая снова и снова слова песни, у меня высветилась картина: как ветер девяностых, распахнул и раскручивает виток истории в обратном направлении. Перед взором открылись забытые героические страницы первопроходцев юга Сибири, запретные рассказы о раскулачивании-расказачивании, репрессиях на енисейских берегах. Я решила внести свою лепту в сохранение истории уголка огромной России. Просмотрев имеющийся материал в Саянском музее казаков, я поняла, что его недостаточно для полной картины истории села, хотя для оценки было бы вполне достаточно. Работая в нашем школьном музее с Фаиной Терпенёвой, в разговоре выяснилось, что её родословная идёт от саянских казаков-Кузьминых, так мы стали работать вместе. Мы пересмотрели имеющуюся литературу, в разных сёлах встретились с потомками казачьих семей и записали их воспоминания, нашли старые фотографии, поработали в Ермаковском и Миусинском государственном архиве.

Объект: история казачества станицы Саянская Енисейской губернии.
Предмет: история села Саянск от зарождения до 30-х годов 20 века.
Цель: исследовать двухвековой путь жизни казаков от острога Саянский до их уничтожения, для написания истории сибирского уголка.
Методы: аналитический, источниковедческий, научной объективности и системности, сравнения, интервьюирования, визуализации.

Основная часть

Введение
Актуальность темы нашей работы в том, что острог дал жизнь всему русскоязычному населению юга края, Хакасии, Тувы и его значение неоценимо. Он как оборонительная крепость юга губернии, довольно быстро преобразованный в административно- хозяйственный, сегодня служит ключом к пониманию того, как России удалось освоить огромные пространства без особых военных баталий и людских потерь, без геноцида коренного населения.
Проблема: отсутствие исследования по истории казаков Саянского острога.
Задачи: экспедиционный сбор материала
• анализ научных исследований по истории Енисейского казачества
• работа с документами Минусинского и Ермаковского Государственного архива
• встречи со потомками сёл юга края для сбора воспоминаний
• анализ Книг политических репрессий Красноярского края и интернет ресурсов
• анализ материалов Саянского музея казачества.
Литературный обзор: тема изучена по следующим источникам:
1.Бутонаев В.Я. Этнологическая ситуация в Хонгорае (Хакасско-Минусинском крае) после присоединения его к России (1727-1758 гг.)
2.Быконя Г.Ф. , доктор исторических наук, профессор КГПУ им. В.П. Астафьева, Кто основал Саянский острог- Илья Нашивошников или Илья Суриков?, г. Красноярск, 2005.
3.Быконя Г.Ф. Казачество и другое служебное население Восточной Сибири в ХVIII-начале ХIХ вв. (демографо-сословный аспект). Красноярск: КГПУ, 2007. Гл. I, IV.
4.Волченков Ю.П., краевед, заслуженный работник культуры РФ, п. Шушенское, к вопросу о казачьем населении Шушенской волости (до 1884 г.),
5.Дацышен В.Г., дин, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории С ибирского федерального университета, г. Красноярск
6.Мельникова Валентина, По горячим следам, Абакан, ООО «Март», 2005.
7.Паршуков В.А., краевед г.Ульяновска, в работе «Енисейские казаки на войне и службе в 1914-1917 г.г».,
8.Скобелев С. Г., кандидат исторических наук, заведующий Лабораторией гуманитарных исследований научно-исследовательской части ГОУВ ПО «Новосибирский государственный университет», г. Новосибирск, Деревянные фортификационные сооружения Саянского острога,2000, Автор работы в течении 3-х лет проводил с группой студентов раскопки на месте Саянского острога
9.Степанов А.В., первый заместитель директора музея-заповедника «Шушенское», п. Шушенское, работа: Праздничная культура казаков Енисейской губернии XIX века.
10.Книги Памяти жертв политических репрессий Красноярского края

1.Еду на "Казачий Фестиваль»
Фестиваль проходит каждую последнюю субботу июля. Мы с бабушкой уже в центре Саянска. У меня разбегаются глаза от пёстрой и хаотично двигающейся толпы приехавших гостей Фестиваля со всего юга края, Хакасии и Тувы: подростки в казачьей и камуфляжной форме, дяденьки и дедушки в казачьем обмундировании, в разноцветных шатрах суетятся и прихорашиваются артисты казачьих ансамблей, жители деревни и саяногорские дачники в нарядном одевании, масса приехавших гостей, вся прицерковная площадь окружена торговыми палатками и машинами разных марок, работают мастер-классы по народному творчеству.вторая половина праздника отдаётся на откуп казачьим ансамблям: задорные казачьи песни и зажигательные пляски накрывают Саянск и сосновый бор, говорят, что звуки веселья долетают через Енисей до города Саяногорска и противоположной деревни Енисейка. (приложение 1,2) В это же время приглашает отведать кушанья военно-полевая кухня, что расположилась на берегу сибирской реки, длинные столы готовы принять до ста гостей; бывшие жители Саянска с детьми и внуками собираются у объявления «Саянские пескари", в 12.30 встречаемся - здесь!» (так кликали с 30-х годов жителей Саянска т.к. в протоке Енисея много была рыбы пескарь) многие узнают друг друга, знакомят молодых с бывшими односельчанами, (приложение 3) земляки первые гости за общим столом на берегу - разговорам нет конца, саянские песни льются над зелёными островами.но старожилами села и каптыревскими краеведами под руководством педагогов Макарчук А.В. и Алексеевой В.Г. собрано много предметов казачьего обихода, оформлена стендовая экспозиция по истории Присаянья. Гости, в основном потомки казаков, слушают экскурсовода, обмениваются воспоминаниями и заполняют предложенные им анкеты.

2.Дорогой познания

2.1.Экскурс в давние времена
В Шушенском этнографическом музее нам с Фаиной предложили Сборник материалов научно-практической конференции «Древние поселения Сибири: охрана, сохранение, использование», посвящённой 295-летию Саянского острога (Шушенское 2014) из прочитанных умных работ, у нас сложилась картина трёхсотлетней давности. Из видеофильма Скобелева С.Г. по археологическим раскопкам Саянского острога, видны работы по исследованию более южного участка от села: там стояла часовня на крестиках - (с сторону деревни Красный Хутор, за картофельным подвалом), там же обнаружили кладбище. При строительстве дороги в 1970-е выкапывали черепа. Дочь дорожного строителя Богданова А.И., Тамара утверждает, что захоронения были не славянской погребальной традиции. А бабушка показала место в лесу, недалеко от проезжей дороги, где её дядя с мальчишками, в 1930-е раскопали большой бугор, где увидели останки группового захоронения и предметы хозяйственного обихода. Находки бронзового и железного веков случайно были обнаружены у сел Казанцево, Каптырево, Новопокровка, Шушенское и Шунеры. Изображение

Тяжело казакам первопроходцам покорялись енисейские берега как на севере, центре так и когда вышли к хакасским степям. Хакасы были враждебны к появлению русских, но джунгарские и кыргызские князья постоянно совершали на них набеги: убивали, уводили в плен, угоняли скот. Хакасы вынуждены были просить сибирских воевод построить в их земле русский острог. Мы считаем, что довольно быстро отреагировали власти России на прошение хакасов. Указ Петра 1 по строительству южного острога в Присаянье, был реализован сибирским губернатором Гагариным М.П. к осени 1718 года. Стихи потомственного казака Юрия Кузьмина, исторически точно, отражают события по освоению пограничного района с Тувой, Монголией, Китаем, которые занимали важное место во внешней политике Российского государства. Острог сей поставили на правом крутом берегу Енисея в ста двадцати верстах южнее Абаканского острога. Главная цель его- укрепление границ государства и защиты народа хакасских степей от грабительских набегов джунгар.

2.2. Экскурс в острог
Согласно нашему визуальному осмотру 10.10.2015 года с членами группы «Поиск» места бывшего острога с и данным раскопок (1987,2000,2001 года) Скобелева С.Г., площадь квадратного строения составляла 5525 квадратных метров, окружена частоколом. В остроге 4 угловых и 2 воротных башни, 3 амбара, продовольственный склад, кузница, пороховой погреб, конюшня, изба атамана и 6 жилых. В подтверждение современных данных, мы приводим описание Палласа П. С. от 1773 года: «Он состоит из четырёхугольной деревянной крепости, обведенной рвом и окруженной рогатками, величиною 50 сажен квадратных, по углам с башнями, и двои ворота, внутри построены 5 казарм, магазейн, пороховой погреб... хотя, впрочем, строение изрядное». (3) (приложение 5) Была в остроге и часовня. Из данного описания становится понятно, что острог серьёзное военное сооружение и вполне мог выполнить оборонные задачи, для уровня развития своего времени, но не пришлось саянским казакам пролить кровушку на этом рубеже. Найденные серпы говорят о занятии казаков заготовкой сена и хлеба. Гарнизон крепости определили в сто казаков. Однако, в последствии Красноярская воеводская канцелярия добилась, чтобы число казаков Саянского острога сократили до 60 человек. А всех остальных перевели в новые форпосты на южно-сибирской пограничной линии. С 1752 года Саянский острог в административном отношении стал подчиняться Абаканской управительской конторе.

2.3. Страницы из жизни
Страница первая - служивая
Главное назначение обитателей острога - быть воинами по охране горных границ Саян –нести караульную службу в таёжных форпостах Кебежский, Шадатский для их защиты от набегов инородцев- жителей «немирных землиц». (приложение 6) Изучая все доступные исторические источники, мы пришли к мнению - закрепление юга губернии за Россией произошло после заключения пограничного трактата с Китаем 20 августа 1727 года. Поиск информации о жизни саянских казаков, позволил нам увидеть очень важные изменения во внешний отношениях России, которые повлияли на их службу. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию. Возникла реальная угроза нарушения границ России в Саянском регионе. Со времени несения усиленной пограничной службы казаками, и есть фактическое закрепление юга Енисейской Сибири за Россией. Но отношения с Цинским Китаем испортились в 1760 и 1765 годах, была опасность войны и Саянский острог был перестроен. Создали дополнительно караулы на реках Манок, Шадат, Таштып, Кебеж, Нарысе. Охрана границы в Саянах стала главной задачей казаков.
Посещения погранзнаков знаков на Бом-Кемчик и Хонин-Дабага лежала на казаках Саянского форпоста». (4) Нам стало очень интересно как проходила встреча людей разных по происхождению, верованию, культуре. Поразительно, по описании историков, она проходила мирно и доброжелательно: «с пограничными урянхами и монгольскими чиновниками на Иджиме, левом притоке р. Уса, в местечке «семь озерков» и на Бом-Кемчике, была два раза в месяц.Мы обнаружили материал из которого следует, что в 1822 году в Сибирском казачьем войске было создано 6 казачьих конных полков, один из них – в Енисейской губернии. К 5-й и 6-й его сотням относились казаки станицы Саянской Минусинского уезда. (6)
В работе Волченкова Ю.П. также отмечено, что кроме военных обязанностей, мы увидели большой объем приписанных гражданско-административных дел первых казаков-годовальщиков: сбор пошлины на торгах и с проезжих торговых людей, надзор за пашенными, казёнными крестьянами, надел земли под пашни и сенокосы поселенцам Минусинского уезда. Просматривая архивные документы Минусинского городского архива, мы сделали такую выписку назначения саянских казаков на места исполнения служебных заданий: Константин Бутин - на Дубенское, Харитон Бутин - в Минусинск, Матвей Сидельников - к горному исправнику, Сидор Сидельников - для выгона хлеба в Тесинскую волость. (7).
Анализируя документы архива, мы сделали выборку для более четкой картины службы саянцев. Список служивых казаков в фортпостах, в январе 1849 года: Алексей Терских - июль, сентябрь; Степан Терских - февраль, сентябрь, декабрь; Демьян Терских - май, с сентября отправлен в полк; Харитон Спиридонов - в полку, выбыл в полк с сентября; Степан Спиридонов - в полку с 01.02, выбыл в полк с сентября.
Взято из описи Кебежского форпоста 1853 года, по которому следует, что там из служащих было: старшин-1, 44 – казака, среди них даже грамотный -1; а вот отставных казаков было 50 человек. (8) В 1859 году, по словам историка Н.Н. Козьмина, пограничная территория для казаков Саянска увеличилась с 2-х до 3 -х форпостов – Шадатского (Каратуз), Кебежского (Н. Суетук) и Соянского (Саянская). В принятом Положении мы увидели расширение служебных обязанностей казаков: содержать караул в городах и заводах, охранять соляные озёра, сопровождать арестантов в казённые поселения, конвоировать казённый транспорт, а вот их пограничная служба сокращалась. По сообщению газеты «Енисейские ведомости» от 1860 года казённое село Ермаковское с 1829 года управлялось управителем-надзирателем из числа казаков Саянской станицы. (9)
Кстати, в Шушенском отбывал ссылку декабрист А.Ф. Фролов, а в жены взял дочь Саянского станичного атамана Макарову Евдокию. Вот такие парадоксы истории и судьбы сибиряков. Так же мы обнаружили новые изменения в истории казачьей жизни сибиряков. В 1871 году Енисейский казачий полк был переформирован в отдельную Красноярскую казачью сотню. Причисленные в 1851 г. к казачеству крестьяне и солдаты, были вновь были обращены в податное сословие- стали именоваться "кабинетными крестьянами".

2.4. Страница вторая - хозяйственная
Работая с архивными документами, для нас стало понятно, что главными источниками познания до первой четверти 20 века истории Минусинского уезда являются ревизионные сказки и метрические церковные книги. Благодаря данным записям, пролежавшим столетие, нам удалось воссоздать картину жизни острога- станицы-деревни-села Саянское. По документам выяснили, что самая крупная казачья станица Саянская в 1880 году называлась деревней, что свидетельствует об отсутствии в ней церкви. На основе работ, указанных в литературном обзоре, мы попытались просчитать население Саянского острога до 1914 года, шло очевидное увеличения населения. (10) (приложение 7) Из-за отсутствия своей церкви, все местные жители были приписаны к Шушенской Петропавловской, Каптыревской церкви, а с 1902 года - к Шунерскому Троицкому православному приходу. (11)
Мы имели возможность поработать с Метрическими книгами Шунерской Троицкой церкви 1906 года. Выбрали данные по жителям Саянска. Родились и прошли крещение за год – 34 ребёнка, из них умерло 4, все новорождённые из полных семей, среди крёстных- 5 из крестьян, 2 из инородцев сёл, 27 из сословия казаков. Имена давались по церковному календарю, что для нас стало ответом на вопрос «Почему в семье есть дети с одинаковыми именами?» Из 14 умерших в возрасте старше 50 лет - 3, от чахотки -5. Из книги за 1909 и 1914 год взяли данные по бракосочетанию: 9 казаков вступили в брак, среди невест - 4 из семьи казаков и 5 из крестьянских, из Саянска 3 невесты, остальные из соседних деревень. Возможно, приведённые факты не есть точные данные по деревне, кто-то продолжал пользоваться услугами выше названных церквей. Можно без преувеличения говорить о благополучном демографическом состоянии деревни. Наблюдается увеличение населения за счёт: приехавших крестьянских семей из Российской части страны после отмены крепостного права; «сословие казаков должно было себя воспроизводить. Поэтому службу казаки несли поочерёдно, чтобы каждый мог находиться 1 год на службе, затем 1 год -дома на льготе. Такие отпуска необходимы были казакам для поддержания хозяйства и для продолжения казачьего рода»; (12) привлекала плодородная земля, богатые боры ягодами и грибами, удобные пастбища, изобилие рыбы в Енисее, тайга. расположенная неподалеку, всего за тридцать вёрст от Саянска, звала охотников и золотоискателей за добычей.
Из документов очевидно, что правительство предоставляло казачеству на местах различные льготы: наделяло лучшими земельными угодьями, освобождало от налогов - эти льготы себя оправдывали, казаки верно служили государству, были надёжной опорой царского режима. Казаки, как податное сословие, мы считаем, вносили ощутимую долю в показатели Шушенской волости и Енисейской губернии. С позволения Ю.П. Волченкова, мы приводим его сравнительные данные за 1879 год, в которой весомая доля саянских казаков-землепашцев (приложение 8)
В доказательство нашему мнению мы составили табличку по Приказам Енисейского казачества за 1853 год о состоянии хлебопашества только по Кебежскому форпосту. (14) (приложение 9) Из табеля о состояния форпоста 1850 года – можно судить, что таёжный Кебежский форпост был немаленьким населённым пунктом и результаты земледельческого труда были здесь весьма ощутимыми, в чём была заслуга и казаков Саянской станицы. (15) (приложение 10) Изображение
Церковных школ в приходе не было, но имелись две министерские, открытые в 1907 году в собственном помещении. Первым учителем был Ворошилов Семён Михайлович. (приложение 11) В Саянске только в 1913 году была выстроена деревянная однопрестольная церковь в честь Святого Николая Мирликийского, что стало основанием получения им статуса села. Построил церковь богатый казак Садовский Федосей, около церкви его и похоронили, положив большую плиту с надписью, которую нам показала баба Валя Апунникова. Церковь действовала до середины тридцатых годов. Затем в стране началось разорение церквей. Снимал крест Чупраков Дмитрий, за пуд муки перекрывал тёсом крышу церкви Демидов Константин, а все кровельное железо увезли в Шушенское. Помещение же старой церкви стало зерноскладом. Когда засыпали зерно, то большими по размеру иконами перекрывали дверные проёмы. Многие жители тайно по ночам уносили церковные иконы домой – это подтвердила бабушка Сапожникова Л.Д., в их доме до 1970 года хранилась большая икона. Позднее, в помещении церкви с 1953 года был "очаг культуры" - клуб и библиотека.
В перестройку здание продали в Саяногорск, но видимо Бог не допустил ей покинуть родное место – в одну из ночей она сгорела. На её месте абаканские казаки Байкалов, Мисюров и Хатьков поставили вначале деревянный поминальный крест. В этом деле им помогал житель д. Сизая Валерий Лихачёв. А в 2009 году здесь выстроил новую часовню потомок казаков Солдатовых – Николай Михайлович. В газете «Саянский казак» № 3 мы нашли воспоминания Н.А.Ухановой, уроженки Саянска, из рода Солдатовых. Она пишет, что в селе было станичное управление, цейхгауз, где казаки хранили документацию, оружие и боеприпасы. В Саянской станице проходили ярмарки и базары по воскресеньям. Было две торговых лавки, одна из которых принадлежала казаку С.В. Солдатову, как и питейное заведение - винополка.

3. «Что несёшь, нам век 20-й ?»
- Войны, революции, гражданская война, мирное десятилетие и гибель казаков, как политически так и физически – таков итог первых трёх десятилетий кровавого 20 века.
3.1. «Проверка на верность клятве казака»
Начало двадцатого века разразился войной с Японией. Военный конфликт на Дальнем Востоке для енисейского казачества стал демонстрацией верности клятвы перед Родиной. Мы выяснили по историческим документам, что 8 июля 1900 г. было принято решение о переводе на военное положение войск Сибирского и Иркутского военных округов. В связи с нападением шаек сойетов на русское население Урянхайского края в Усинский пограничный округ была переведена Красноярская полусотня, «усиленная 25 станичными казаками, призванными "со льготы", казаками. Среди казачьего населения Енисейской губернии были организованы три дружины: Арбатская, Саянская и Каратузская. Населению в Усинском пограничном округе было роздано 200 винтовок и 10 тыс. патронов» (16) На границах усилили боеготовность и бдительность. Известно, что среди участников той дальневосточной баталии был 27-летний казак станицы Саянской Степан Исаевич Симонов и другие казаки уезда. Изображение
Руководство казачества- командование Красноярского казачьего дивизиона оперативно отреагировало на начало Первой Мировой войны. Уже 2 августа 1914 года в Красноярский дивизион прибыло по мобилизации 83 урядника, приказных и казаков, которые, «согласно прилагаемого списка, были зачислены на провиантское, приварочное и чайное довольствие с 2-го сего августа, а на довольствие жалованием и мылом с 1-го августа с.г. 83 строевые казачьи лошади были зачислены на фуражное довольствие». (17) Патриотизм казаков зашкаливал, даже не подлежащие призыву, выразили готовность отправиться на войну. Таковым был казак Саянской станицы Степан Исаевич Симонов. Он подал прошение на имя царя Николая II и сообщил о хорошем своём здоровье в 43 года и будет, очень обижен при отрицательном ответе. Но предок большого семейства Симоновых получил отказ от командования, как нам объяснила наследница семьи. В Минусинском архиве в именном списке коренных казаков Шушенской волости от 1878 года, мы уже обнаружили фамилию Симоновых. За номером 71- Николай Филиппович Симонов. Его сын Тимофей. Тимофея сыновья-Иван, Федор, Дмитрий. № 72. Алексей Исаевич Симонов, его братья-Калина, Степан. № 73- Степан Николаевич Симонов. Его сыновья –Иван, Василий.
При работе с журналом регистрации ушедших на фронт в Шушенском военкомате, мы обнаружили ещё призванных - Симонова Дмитрия Дмитриевича 1913 г.р. ушёл в 1941 году 26 июля и Симонова Ивана Ивановича 1923 г.р., 18.12.1941 года отправлен на фронт, но о них ни в одной Книги Памяти края сведений мы не нашли. Воевали и погибали Симоновы несмотря на обиды нанесённые в 30-е годы советской властью их роду: «Симонов Дмитрий Тимофеевич. 1896 г.р. Служил в колчаковском отряде, эмигрировал за границу, вернулся в 1925 г. Кулак-лишенец с начала 1930 г., за эксплуатацию наемных работников. За несдачу хлеба подвергался пятикратке, вел злостный забой скота. Имущество распродано. Арестован 12.02.1930. Осужден 19.05.1930 Особой тройкой ПП ОГПУ к ВМН как соучастник попытки создания к.-р. бандгруппы, вел а/с агитацию. Расстрелян в Минусинске 19.05.1930». Сын его - Симонов Андрей Дмитриевич. 1912 г.р. Лишен избирательных прав, в марте 1931 года экспроприирован и выслан с матерью Федосьей Кирилловной (55 лет) на спецпоселение за пределы района. Симонов Иннокентий Калинович. Род.1906., казак. Работал в личном хозяйстве. Арестован 17.03.1933. Обвинение по ст.58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 11.05.1933 в городе Минусинске. А его сын, Симонов Василий Иннокентьевич 1912 года рождения, работал в колхозе «Память Ленина». Арестован 18.07.1941 года.» (19) По воспоминаниям его жены Симоновой (Кузьминой) Нины Михайловны и старожилов села, когда Василия призвали на фронт , то буквально перед отправкой на сборный пункт, он уже сидя в кузове машины для отправки в Ермаковский РВК, обронил примерно вот такую фразу: « наших отцов расстреляли, а мы стали нужны воевать...». Кто-то из местных сельских активистов тут же позвонил в РВК, и его там сразу по приезде и арестовали. Обвинили в КРА, осудили через два дня выездной сессией Красноярского крайсуда на 10 лет ИТЛ и на 5 лет лишения политических прав. Четвёртым заседанием Красноярского крайсуда в марте 42 года утвердили решение от июня 1941 года. Единственное письмо от него пришло с Дальнего Востока, домой живым он не вернулся. (20)
Имущество же его жены, с двумя малолетними детьми, почему-то не тронули. По утверждению внуков и поддержки односельчан, казак Саянска Соловьёв Яков Данилович 1872 года рождения был на фронте Первой мировой и вернулся домой в 1917 году. Его три сына –Василий, Иван младший и Виктор сложили свои головы за свободу Родины в боевых буднях Великой Отечественной войны. Виктор Яковлевич работал в колхозе председателем. (21) Большинство из наследников саянских казаков ныне не могут ни отрицать, ни утверждать участия их родственников в мировой войне. Но факты появления сирот, потеря отцов до революции, воспоминания «бабушка прятала какие-то кресты, приколотые на тряпочке» наводят на мысль, что саянские казаки были фронтовиками. Возможно и они выполняли функции описанные Г.И. Новиковым: «на Иркутский и Красноярский казачьи дивизионы окружным командованием было возложено выполнение целого ряда функций: несение внутренних нарядов и гарнизонной службы, окарауливание военнопленных и доставка их в специальные лагеря и, самое главное, сопровождение маршевых рот, следующих для пополнения действующей армии.» (23)
Среди служащих Красноярского казачьего дивизиона мы обнаружили фамилии, которые были из списка коренных казаков: среди списка вахмистров - Байкалов Павел Васильевич, старшими урядниками в дивизионе были Монастыршин Николай Алексеевич, Садовский Владимир Иокимович, Ермолаев Никифор Филиппович. Иркутские ученые Г.И. Романов и П.А. Новиков обнаружили в архивах сведения о том, что с самого начала Первой мировой войны началось «бегство» иркутских и енисейских казаков на фронт. «В октябре 1915 г. 11 енисейских казаков сопровождали пополнение на фронт и решили, используя знакомство со своим бывшим командиром, по происхождению также енисейским казаком, подъесаулом П.М. Сипкиным, попасть на службу в 1-й Аргунский казачий полк.» (24) В этом списке мы увидели саянские фамилии Спиридонова Иннокентия и Ермолаева Афанасия, а в поимённом списке 1878 года здесь числилось 16 (!) семей саянских казаков Ермолаевых. (25) Около сотни енисейских казаков погибло в Первой мировой войне, возможно, среди них есть и наши земляки.

3.2. «В водовороте революций и гражданской войны»
В то время, когда фронтовики находилась на позициях мировой войны, в России произошло падение монархии Романовых. Енисейские казаки использовали данный момент для самостоятельного определения своего статуса на первом Съезде в Красноярске. Образовано Енисейское казачье войско и органы самоуправления: Войсковой Совет и Войсковое правление. Произошло обособление от крестьянского населения там, где казаков больше. В селениях, где меньше казаков, был выбор: слиться с крестьянами и потерять статус казака или уехать в казачьи станицы. Среди делегатов станиц были и из станицы Саянская: «Солдатов Варсонофий Федорович, Солдатов Дмитрий Изотович, Садовский Василий Никифорович и Ермолаев Василий Филиппович.» (26) Мы понимаем, что царские привилегии вооруженных казаков воспитали в них чувство некоего превосходства над крестьянами, что отрицательно было воспринято крестьянами и наметилась полоса непонимания в новых политических условиях. Октябрьскую революцию 1917 года казаки приняли негативно. Стремление сохранить в ходе революционных событий 1917 г. своё привилегированное положение сделало казаков основной вооружённой силой, противостоящей большевикам. В марте 1917 года в Минусинском уезде были организованы сельские комиссары по борьбе с самогонщиками, что вело к росту преступности, в Саянске всё находилось под контролем казачьего малого круга. После победы революции в Петрограде в октябре 1917 года, в Минусинском уезде собрался 5-й Чрезвычайный Съезд крестьянских депутатов, приняли постановление в интересах мирного выхода из сложившегося положения, предъявили казакам требование, чтобы они разоружились и превратились из казаков в равноправных граждан Российской Советской республики и мирно разошлись по домам. Ряд крестьянских обществ настаивали на борьбе с властью казачьих атаманов. Для нас уже очевидно, что в Саянской станице власть казаков была сильной – основную часть населения села были казачьи хозяйства. Назревающий конфликт потушили заверением уездного исполкома, если казаки признают советскую власть, то каждая казачья семья получит причитающийся ей земельный надел. Победа большевиков в губернии дала право к концу года принять решение о разоружении и роспуске Красноярского казачьего дивизиона, в ответ атаман казачьего войска А.А. Сотников в январе 1918 г. скрытно вывел казачий дивизион из Красноярска в пограничный Минусинский уезд, в Каратуз. Казаки южных волостей не поддержали мятежных казаков по захвату Минусинска, вскоре прибывшие сложили оружие, а атаман спасся бегством. Мы рассудили, что казаки на начальном этапе гражданского противостояния хотели обойтись без кровопролития в братоубийственной войне, сказывалась ещё усталость от мировой войны. В апреле 1918 года объявили об упразднении казачьего сословия. Данное решение толкнуло казаков на противодействие властям. Летом 1918 года они стали активно помогать в свержении советской власти на юге губернии, где продемонстрировала свою сплоченность вся саянская дружина.
В Минусинске, в августе 1918 года, прошёл 4-й съезд Енисейского казачьего войска, и принял решение об объединении всех казаков вместе и заселённую ими землю считать войсковой, по Енисею выше города Минусинска, а это и есть земли Саянской станицы. Переход крестьян в казачество достаточно активно шёл в Саянске, Каратузе, Суэтуке так как там преобладало казачье население. В состав енисейского казачества принимались пехотные офицеры, уволенные со службы, а дезертировавшие не шли в казаки. В ноябре 1918 года был военный поход на город Минусинск, в котором приняло участие 1500 жителей уезда. Поводом послужили жестокие меры, с избиением жителей села Дубенска, за протест платить трёхлетней давности налоги и отказ дать лошадей и мужиков в армию Колчака. Крестьянский поход увенчался поражением, одна из улиц Дубенска была сожжена, саянская дружина активно участвовала в поимке участников восстания по лесам и их расстреле. В нашем школьном музее мы обнаружили папку с материалами по истории Дубенского восстания в Шушенской волости и прочитали следующее: «Иджинских участников ждала расправа. Приехали казаки саянской дружины в 20 человек. Приводим воспоминания Полевича Игната Ефимовича 1910 г.р.: «Кто не успел скрыться в тайге того сильно били, особенно досталось Казарцеву, Афонькину Павлу и другим. Харина Дмитрия Ивановича посадили в Минусинскую тюрьму». Горинов Павел Николаевич 1897 г.р оставил вспоминая: «Помню Занина - офицера из Минусинска, он сильно зверствовал. У Кожевникова Егора Ивановича вырезал ленту кожи на спине. Заставлял повстанцев копать себе могилы, потом их расстреливал. Заставлял расстреливать мальчика Петю Ренделя, тот отказался. Занин ему под подбородок сунул наган и - мозги в шапке оказались.» Нашли мы воспоминания о Кобякове – «саянский казак, вахмистр, выступил на стороне повстанцев, его выловили и сильно были, потом погнали на лодке на Голубую, по дороге он сумел сбежать.» (27)
Отсюда следует вывод о неоднозначном отношении саянский казаков к происходящим политическим событиям в уезде, явно просматривается отсутствие единства в рядах казаков. В уезде наступило кратковременное классовое затишье, пока не потерпела поражение Степно-Баджейская партизанская республика под защитой армии Кравченко А.Д. и Щетинкина П.Е.. Их партизанская армия отступила и перешла Саяны. Она появилась в Курагинской волости Минусинского уезда, что подняло настроение бедняков и середняков, лесных партизан-остатков Минусинского похода, которые стремились вступить добровольцами. По решению Армейского Совета в уезде фронта не открыли, а пошли бить борона Унгера в Туву.
Мы ощутили на себе выражение «Как мир тесен» - это к тому, что все наши ребята знают о привале партизанской армии на Песчанке в одном километре от нашего Синеборска. Перед походом в Белоцарск (Кызыл) армия остановилась на горе около деревень Лыткино и Мензот: чинили оружие, жители их приглашали помыться в бане, стирали обмундирование, угощали крестьянскими продуктами.Моя бабушка Сапожникова Л.Д. с детства запомнила рассказ бабушки Шабураковой Елены Ивановны о событиях тех лет. Саянским казакам было поручено встретить плоты огнём. Казаки углубили окопы у бывшего острога, рассчитали встретить партизан в развилке Енисея на протоки у правого берега. Партизан впереди ждал ещё тяжелый Очурский бой - это результат связи саянского отряда Абросима Варфоломеевича Кобякова с партизанской армией Щетинкина. По их приближению через Саяны, отряд на митинге принял решение влиться в армию. Получили серьёзное задание: переправиться на левый берег Енисея, захватить переправы и не допустить местную саянскую казачью сотню на подмогу минусинским белогвардейцам, провести глубокую разведку по казачьим станицам с целью подсчёта их сил. Из деревни Горево разведчик старик Никита Васильевич Тонких доложил, что белые знают о расположении партизанского отряда в селе Очуры и уже начинают окружение со всех сторон в составе 1000 человек из числа казаков и дружинников. Среди них были казаки из Саянска: Спиридонов Григорий Тимофеевич, Ермолаев Степан Григорьевич, Садовский Пётр Васильевич. (приложение 13) Соловьёв Василий Петрович служил в Усинске урядником, а при власти Колчака, последний был в отряде карателей. Очурский бор гудел от боя. Командир сгруппировал партизан в один кулак, чтобы дать возможность переправить на правый берег в село Каптырево своих раненых и местных жителей. Положение было критическим, как вдруг с правого берега ударила пушка, снаряд разорвался позади белогвардейской цепи – за ним последовали ещё взрывы... Между пушечными выстрелами строчил станковый пулемёт, он бил с правого берега с горы Бык, что в 9 километрах от Саянска. Из документов мы узнали, что с горы Бык сначала стреляли по плотам красных партизан, а потом, их сторонники отбили позицию вместе с орудием. Белогвардейцы в панике бежали к бору, а партизаны успели соединиться с основной армией. 13 сентября 1919 года заняли город Минусинск, свергнув власть белогвардейцев, раньше чем в Красноярске.
3.3. «Покой им только снился»
Особой страницей истории Родины стало поражение белых в Сибири в конце 1919 – начале 1920 года. Советская власть, ещё некоторое время, сохраняла официальное признание Енисейского казачества, как особой социальной группы со стороны новых властей во всех уездах. Например, «делегаты от казаков участвовали в работе прошедшего 3 – 6 апреля 1920 г. II Съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Минусинского уезда.» (27) Режим адмирала Колчака потерпел крах. После победы Советской власти многие казаки- участники белого движения возвратились в родную станицу Саянская. В 1920 г. Енисейское казачье войско, как и все прочие казачьи войска, было упразднено Советским правительством. Казаки в составе остатков колчаковской армии отступали на Дальний Восток. Отряд енисейских казаков под командованием войскового старшины Г. Бологова, возможно, последним из частей покинул Родину. В составе части Бологова был саянский казак Солдатов Алексей Ильич, он тоже в числе расстрелянных в 1930-е. (приложение 14) Большая часть ушедших в отступ енисейских казаков осела в Маньчжурии в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги (КВЖД).
Анализируя данные Мартиролога Минусинского сайта Мемориала, мы выбрали информацию по многим саянским казакам. Среди эмигрантов в Китае - 24 саянских уроженца-казака. В 1920-е годы шел процесс возвращения части эмигрантов на Родину. Способствовали этому и объявляемые советским правительством неоднократные амнистии участникам белого движения. В Саянск вернулся в 1922 году казак Сабуров Григорий Дмитриевич; в 1923 году трое братьев Солдатовых, Подставнёв Г.П., Спиридонов И.Е., Ермолаев М.Н.; в 1924-25 году ещё 12 человек. (приложение 15)
1920 год - это бурное и неспокойное время действия «военного коммунизма», время чрезвычайных мер вызывали крестьянские бунты в стране. Введение всеобщей трудовой повинности, особенно, продразвёрстки - не вызывала симпатии у казаков-земледельцев. Во исполнение государственной хлебной монополии были созданы уездные продотряды по изъятию хлеба у хозяев.У более 20 осуждённых саянских жителей в строке обвинения мы увидели: «участие в бандформированиях», но нет точного их названия. Является ли данная информация правдивой, нам трудно судить. Из изученной литературы, документов мы узнали, что действительно в истории нашей земли имели место факты сопротивления советской власти в лице многочисленных малых банд. Мы сделали краткую выборку, которую повествуем. На юге губернии активно действовали банды; сотника Занина; полковника Базаркина - очень маневренная часть из числа оставшихся участников Сережского восстания и бывших белых офицеров, их кровавый след прошел на левом берегу Енисея, что недалеко от Саянска; в январе 1921 года из под Томска явилась банда полковника Олиферова в 150 человек с целью захвата Минусинска, но в результате многочисленных стычек с отрядами ЧОНа, руководитель был убит в селе Сон, где в церковной ограде похоронили его однополчане зимой 1921 года. Из решения Енисейского губернского суда от 15-22 ноября 1923 года мы узнали о расстреле 9 руководителей банд, троих присудили к 10 годам лишения свободы и они попали под амнистию в честь пятой годовщины революции.

3.4. «На ниве мирного труда»
По курсу «История России 20 век» знаем, что прошла отмена политики «военного коммунизм» и замена её на «новую экономическую политику», что казаки восприняли с одобрением. Она дала возможность заниматься хозяйством как можешь, при фиксированном продовольственном налоге, использовать наёмную рабочую силу, вести торговлю результатами своего труда. Анализируя архивные документы и данные о раскулаченных хозяевах, мы увидели самодостаточную жизнь казачьей станицы. Кроме основного занятия хлебороба, жители имели и побочное занятие. В селе работала пимокатная у Саломатова Фёдора Ивановича, Николаева Н. В., в мастерской Ирбина шили шубы, дохи, унты из собачины, меховые рукавицы на заказ и продажу на базаре. Любимов имел кирпичный завод, славился как хороший мастер. Завод стоял за старой усадьбой Демидовых к лесу. Там довольно долго с выделенных огородов убирали битый кирпич, удивляясь их появлению. (30) Белянин Михаил Николаевич был знатным скорняком. Садовский Петр Васильевич был лучшим плотником на всю округу, имел подручных работников. Солдатов Егор Фёдорович занимался сапожным делом. Солдатов Николай Федорович работал на Саянском приисковом участке. Круподёрку имели братья Солдатовы. Небольшую мельницу держал Соломатов Игнатий. Ермолаевы: Иван Степанович готовил дрова на продажу, Сергей Степанович скупал пушнину у охотников сизинской тайги, отец Степан Григорьевич имел две жатки и сепаратор, а Михаил Николаевич вёл сплав леса. Кобяков Фёдор Федотович был владельцем кожевенного завода, Пиневский Роман Алексеевич держал кузницу и занимался сплавом леса, дров. Такое экономическое состояние в селе, можно оценить её жителей как трудолюбивых хозяев. Нужно бы преклониться нашему поколению молодых перед таким трудолюбием, любовью к земле, самоотверженностью. Жизнь села стала ровной и спокойной, сытной.
Из числа бедноты и вновь прибывших жителей, работали по найму в казачьих хозяйствах. Семьи зажили сыто. Егор Васильевич Сапожников был пекарем, перед христианскими праздниками ходил по заказам за Енисей, домой приносил мешок «постряпушек», цветных пряников. Работников селили в избушках на усадьбе. Хозяева-казаки звали к себе на вечерние посиделки и предлагали работу: шерсть чесать, вязать, стряпать, гладить стиранное белье, ткать… У многих поработали переселенцы и стали достойно содержать семью, а вот к Садовскому Ефиму не желали идти. Вот что рассказала Шуплякова баба Марина, какая недобрая слава о нём шла, сильно лютовал над работниками, а «татар» за работу по обмолоту зерна зимой, вместо расплаты мог привязать к необъезженной лошади и пустить её по льду Енисея. До организации колхозов прадеды Сапожниковы с семьёй долго «жили» у казака Терского Николая (слово «кулаки» здесь не слышали, так как все казаки были крепкими крестьянами.) «У моей бабушки и её мамы о семье Терских остались самые добрые и теплые воспоминания. Отношения к работникам были доброжелательные, уважительные. В подвале выделяли полку и клали на нее продукты питания для работников. Любили на зимний ужин приглашать, разговоры вели о «житье-бытье». На работе в поле всегда садились за общую «скатерть-самобранку». Они в колхоз не пошли, но власть и активистов не ругали. Все, что можно свезли в Минусинск на базар, остальное отдали на колхозный двор. Всей семьей собрали пожитки и уехали». (31) Виолетта рассказала, когда её бабушка училась в Красноярском пединституте в 1970-е годы, произошла встреча с преподавателем атеизма Терским Львом Николаевичем. Во время сдачи экзамена он обратил внимание на район прописки, а бабушка среагировала на фамилию. В разговоре выяснили, что он родом из станицы Саянская и был влюблён в её старшую тётю Наташу, а об этом часто говорили в семье. Он много спрашивал о судьбе бывших жителей казаков станицы, рассказал о жизни своей семьи, уехавшей под Красноярск. Садовский Петр Васильевич так же до коллективизации хозяйство распродал, избегнув раскулачивания. Документов о жизни станицы до 1927 года мы не нашли, лишь в Ермаковском архиве обнаружили материалы по сельскому Совету. В 1928 году председателем Совета работал Сабуров (Михаил Константинович). В результате поиска по репрессированным, мы обнаружили противоречие с ранее использованным материалом в том, что Сабуров Григорий Дмитриевич в феврале 1928 был председателем сельсовета. Работая по жертвам политических репрессий по Красноярскому краю, мы узнали о трагической судьбе обеих Сабуровых. ( приложение 16) «Сына Ивана Михайловича 1926 года рождения взял дед Сабуров Константин, будучи слепым, жили они бедно-ходили по селу просили милостыню. Матери мальчика Анастасии (Саломатовой) уже не было в живых. 1\2 их дома отдали Шабуракову А., в другой половине жил подросток с дедом. Иван всю жизнь работал в Саянске, жили со стариками Шабураковыми, сейчас его уже нет в живых» - своими воспоминаниями поделилась Анна Максимовна-внучка расстрелянного в Минусинске в 1933 году Подставнёва Григория Петровича 1874 г.р. (32) В протоколе № 2 заседания президиума РИКа, мы увидели другую фамилию председателя Совета- Филиппова Дмитрия, ему объявили выговор за непредставление сводок по займу, он был из приехавших. В канцелярии Совета проходили общие собрания жителей. Мы прочитали протокол о необходимости ремонта зернохранилища площадью 104, 70 квадратных метра и это было поручено казаку Симонову Якову с бригадой. Активисты села, из числа переселенцев и местной молодёжи, организовали красный уголок. Из районного центра Ермаковское приезжали коммунисты и комсомольцы с объяснениями важных государственных Постановлений, ставили концерты. Работала школа первой ступени, учителем с 14 августа 1925 года был назначен Чепрасов Конон Алексеевич. Заведующей школы в 1928 году была Попова Нина И. (33) В бывшем здании школы сейчас расположены: клуб, музей, магазинчик. В 1927 году обучалось 69 детей из крестьянских и казачьих семей, даже было 26 пионеров из числа бедняков, как подтвердила Дырнаева Тамара дочь первой комсомолки села Матрёны Семёновны, исполнителя сельского Совета с 30-х годов.
3.5. « Сталинская молотилка»
В источниках можно прочитать, что в 1927-30 годах урожаи в Сибири были неплохие, но крестьяне не хотели сдавать хлеб за бесценок государству. Директивы с угрозами и обещаниями применить строгие меры к саботажникам никакого результата не имели, хлебозаготовки шли туго. Даже приезд в Сибирь И.В. Сталина в 1928 году и С.М. Будённого в 1929 – не решили вопроса. Практика карательных мер по ст. 107 Уголовного кодекса по которой за повышение цен на товары, спекуляции ими, сокрытие – осуждали на один год с конфискацией имущества. Под формулировку «сокрытие» попадали все, кто не хотел сдавать хлеб по низким ценам, прятали его. Репрессивные меры вызывали недовольство не только у крестьян, но даже у руководителей. «Советская власть делает в мирное время такой нажим, что это невероятно. Всё просто дерут с крестьян. А мы – исполняй и больше ничего. Ляпунов (член ВКП(б), Минусинск». (34) Хозяину надо было выплатить сельхозналог, самооблажение, кооперативные паевые взносы. Казаки возмущались, что им стращают 107 статьёй, а они жилы рвут на пашнях, цену за хлеб не дают, а лодыри голодранцы посмеиваются. Саянская станица считалась богатой – сплошь кулацкой, жили в ней труженики и работали «до седьмого пота», «от мало до велика». Взрослые работали на пашнях и покосах за семь вёрст от села, подростки при пригляде стариков вели хозяйство и ягоды с грибами заготавливали. Несколько штрихов добавила Солдатова Валентина Константиновна из своего детства, что даже маленькие дети имели трудовые обязанности: кормить собак и кошек, яйца из гнезда собирать, чужих кур из огорода гонять, цветы в доме поливать, кормить птицу во дворе, на протоку Енисея бегать посмотреть своих гусей. Этими воспоминаниями с нами поделилась Леоненко Мария, из казачьей семьи Соловьёвых как бабушка Александра Ивановна до старости ругала власть: «Что за жизнь была? Белые-приезжали грабили, мужиков забирали на войну. Красные партизаны пришли в 19-м - в Крепостном бору нас под пули ставили, большевики власть взяли в свои руки - в 30-е семь шкур готовы были содрать!»
Молотилка сталинских репрессий работала в те годы во всю мощь. Лаукс Павел Александрович поделился, как в поиске кулацких тайников помогала «понаехавшая» голытьба, сообщали в Ермаки, присутствовали при обыске и кое-что из предметов обихода себе прихватывали. Из изученных источников и воспоминаний старожил было очевидно, что политика преодоления хлебных кризисов, коллективизации и раскулачивания была встречена крестьянами по-разному, случалось и в форме вооруженного протеста. Население подтаежных селений, которому землю для посевов приходилось буквально отвоевывать у тайги, а государство во избежание голода в декабре 1928 г. усилило закупку хлеба. Число недовольных продовольственной политикой власти росло по всей округе. Это выразилось в уходе части казаков в повстанческие отряды и банды, имевшие как политическую, так и уголовную окраску. Мы прочли о действиях в Минусинском уезде банды Чарочкина, Бабича, Жуковского грабежей на дорогах, в хозяйствах зажиточных крестьян в 1927 году. В саянской тайге на речках Сизая, Голубая, Кантигирь работали охотничьи и золотоискательные артели, куда от раскулачивания зимой 1930 года уходили «ярые» кулаки как Садовский Ефим, братья Ермолаевы, и кто-то из Солдатовых- такую информацию нам передала Солдатова (Аппуникова) Александра.
В это же время в ермаковских лесах скрывалась банда белого офицера Мишина И.П., группы Москвина и Вяткина, где насчитывалось до 150 человек вооруженных обрезами, винтовками. Имели место нападения её членов на советско-колхозных активистов волости, были убиты два комсомольца в селе Шушенское, что подтвердила Пивень Л.В. –родственница убитого ими комсомольца Козика. Мы констатируем, что угроза для представителей советской власти была ощутимой и реальной до конца 1931 года. Можно без преувеличения сказать, что крестьянские сопротивления не дали претворить в жизнь более крайние формы тоталитаризма, по современной формулировке. К сожалению, жизнь землевладельцев не стала более уравновешенной, государство усилило налоговый пресс, согласно архивных свидетельств: в 1930 году, по сравнению с 1929 увеличили на 70% план хлебозаготовки всем саянским домохозяевам. В Ермаковском государственном архиве мы нашли запись о создании колхоза имени «Памяти Ленина» в селе Саянском Шушенской волости от 28 января 1930 года. При их изучении стало понятно, что беднота довольно активно сорганизовались в колхоз. (35) Из поступавших свыше документов очевидна картина силовых методов подведения хозяев к решению вступления в колхоз. Часть единоличников шла в колхоз. Передавали свое хозяйство в коллективное ведение. Судя по найденной статистике в Ермаковском районе к осени 1930 года лишь 15% хозяйств объединились в колхозы. Как мы выяснили, колхозам государство даже выделяло кредиты на стройматериалы, для контрактации скота, но правления колхозов не сумели их использовать по назначению. Слушая воспоминания Демидова И.М., по рассказам его матери Марии Константиновны: «в колхоз привели штук 11 коров, помещение было какое-то ветхое, сена не было, кормили соломой и коровы падали, чтобы подоить их - привязывали на верёвках, вскоре животных разобрали по домам.» В рассказе бабы Нюры Давыдкиной звучала боль какой ценой колхозники выполнили план хлебозаготовки. Как весь хлеб сдавали, а сами оставались без «крошки во рту», приходилось колхозникам переходить на подножный корм. Бывшие батраки с поклоном шли к бывшим хозяевам за приработком, чтобы не умерла с голода семья. Уборка и обмолот хлеба во многих хозяйствах были сорваны. Большинство казаков – хозяев упорно не шли в колхоз, ругали власть, а некоторые и за ружье брались – они попали под статью раскулачивания. Из документов по репрессиям мы увидели волну раскулачивания казаков Саянска. Из числа расстрелянных и сосланных, были арестованы по статье "раскулачивание" в 1930 году-24, в 1931-17 человек. (Приложение 17) Среди воспоминаний гостей казачьего музея, увидели строчки: «Погрузили казачков – кулаков на плот и отправили по батюшке – Енисею в чужие края на исправительные работы.» Репрессии, направленные против крестьян, способствовали тому, что определённая часть их стала активно проявлять лояльность к советской власти. Так в правление колхоза «Память Ленина» поступили заявления о вступлении от Солдатовых: Алексея Степановича, Кирилла Владимировича, Кузьмы Николаевича; Николаева Никифора Филипповича, Спиридонова Ивана Ефимовича 2-го и Тимофея Климовича – в феврале 1931-го он вступил в колхоз, стал работать бригадиром полеводческой бригады. При ознакомлении с документами колхоза «Память Ленина» обнаружили - руководили правлением приезжие, но и из казачьих семей Солдатовых были при должностях, в качестве рабочих колхозников казаки зарабатывали немало трудодней. (Приложение 18) Садовский Вениамин Михайлович тоже состоял в колхозе; а Садовский Ефим перед вступлением в колхоз распродал скот, с 1931 года занимался дезорганизаторской работой, формировал банду, забрасывал продукты в горы. Всё имущество раскулаченных перекочевало на колхозный двор, этим можно объяснить рост хозяйства и численности колхозников. (приложение 19) Читая отчёты за 1932 год по Ермаковскому району, мы узнали об инициативе жителей села Субботино по отправке колхозами или сельским Советом «красных обозов» с хлебом. Среди всех воспоминаний жителей Саянска, только от Солдатовой Валентины мы услышали, что колхозу нечего было отправлять, а казаки сдали столько что можно было погрузить на три подводы, а про обоз и не стоило мечтать. Тогда сельсоветы Ермаковского района стали проводить хлебозаготовки административным путем, облагая «твердыми» заданиями даже середняков и бедняков. Под такой пресс попали: Солдатов Дмитрий Иванович, Алексей Ильич - у них все имущество изъяли за недоимки по единому сельхозналогу и самообложению; Симонов Д. Т. вел злостный забой скота и вместе с Солдатовым А.С., а за не сдачу хлеба, невыполнение налога-пятикратки, их имущество распродали и перевезли остатки в колхоз; у Садовского В.В. осудили жену Пелагею на семь лет ИТЛ за невыполнение хлебозаготовок и недоимки, а муж был уже расстрелян в 1930 году. Страшно представить - какой размах получило насилие, беззаконие, произвол чинимые властями при осуществлении коллективизации.
Ни стала особой страницей истории крестьянства мера Сталина по отказу чрезвычайных мер в аграрной политике в статье «Головокружение от успехов». К сожалению, это внесло временное успокоение крестьянской массы, а власти успели перевести дух. Доказательством к новому валу арестов и судебных процессов служат материалы Красноярского Мемориала, воспоминания детей и внуков об канувших в лета родоначальников целых казачьих династий. В 1933 - 1937 годах – в Саянске арестовано 36 человек. Нас удивило обвинение и осуждение 14-и человек из села по делу Будима И.С. (205 чел.) Мы заинтересовались его личностью: возраст 45 лет, бывший боец армии Колчака, владелец пимокатной мастерской на станции Сон в Хакасии, что сотни вёрст от Саянска. И невольно возникает вопрос- какая взаимосвязь должна быть между ними? Мы ответа не нашли. Среди осужденных и расстрелянных, мы обнаружили 35 обвиняемых с определением: участник, сочувствующий, создатель контрреволюционных групп – вот с такими размытыми фразами. И только инженер Ермолаев Сергей Станиславович в 1933 году, конкретно обвинён как организатор создания повстанческой организации под руководством Симонова И.К., в тесной связи с казаками станицы Монок, по этому делу арестовано и осуждено 194 человека. Мы убеждены, выше рассмотренные события только по внешним признакам и по мнению властей имели политическую окраску. По своей глубинной сути это был вызванный государственным насилием типичный крестьянский бунт, со слабой организованностью, отсутствием достижимых политических целей и быстрым, трагическим концом. (приложение 20) Следуя документам, жили в Саянске и иностранные шпионы- им определён 32-х летний управляющий Саянским рудоуправлением - Гриневицкий Михаил Мартынович, это расстрельная статья 58-6. При анализе составленного списка политически репрессированных жителей станицы, мы увидели такую картину: осуждённых по статье 58-8=2 человека, 58-10=10, которые подводились под расстрельную 58-2, а 26 жителей наказаны по всем трём статьям.
Даже жуть берёт, неужели деревенские мужики-крестьяне были так заняты политическими вопросами государства и владели его тайнами? При отсутствии в тот период средств массовой информации, жители сибирской деревеньки иногда не знали о происходящих событиях даже в соседнем районе. Это очевидное явление продолжения классовой борьбы в деревне, а для Саянска целенаправленное уничтожение казаков. Лоскутное саянское одеяло памяти в полотне истории Родины в эти горькие года сшилось вот таким: всего попало под репрессии- 90 человек; из сословия казаков – 42, крестьян - казаков -51, кулаков -16, других -10, колхозников- 6 (в делах многие имели двойное определение своего сословия) ; По словам старожил села, мало кто из числа осужденных мужчин вернулся – из жизни они ушли безвозвратно. Горечь утраты казачьего сословия, можно выразить перефразированными словами: «их не стало, ребята, не стало, но их не ставили на пьедесталы, разбросало в таёжной дали и даже могил мы их не нашли.» Из 11 человек реабилитированных в 30-е годы, почти все были арестованы вторично. Государство вспомнило о «бывшей дармовой рабочей силе», зарытой по таёжным углам, лишь после смерти Сталина. Началась реабилитация: в 1955-59 года восстановили невиновность 30 осужденных и уничтоженных режимом, в 1964-89 получило заключение о невиновности отцов и братьев – ещё 13 потомков. По словам сотрудников службы безопасности Минусинска, сейчас пересматривают и выдают справки по запросу доказанных родственников. Можно извести предков, разрушить дома, но не память о них. Дома раскулаченных отдали колхозникам. Вековые дома как немые свидетели помнят натруженные руки бывших хозяев, их радости и горькие минуты прощания с ними. Стоят они, некоторые с пустыми глазницами, в ожидании чуда возвращения хозяев. (приложение 21) Саянск сыновей казаков потерял в годы военного лихолетья, в 70-е молодое поколение жителей уехало на строительство Саяно-Шушенской ГЭС – на комсомольские заработки и остались там жить, и совсем обезлюдил в смутные времена перестройки. Только благодаря целеустремлённости потомков казаков из рода Солдатовых – Николаю Михайловичу и Юрию, при поддержке Шушенской районной администрации, началось возрождение села Саянск.

4.Заключение
По решению обозначенной проблемы, думаем, мы сделали весомый вклад: работа соответствует требованиям объективности, правдивости, точности, приведённые факты подтверждены историческими документами. Поэтому её можно считать весомой частью написания истории малой Родины, идущей навстречу 300-му летнему юбилею. Потраченные два года на сбор материала мы не жалеем. За время встреч со старшим поколением, пообщались с интересными людьми, научились вести разговор, выбирать наиболее ценное для исследования. Работа в государственных архивах научила нас правильному, внимательному, критическому и бережному отношению к документам старины, ответственности перед прошлыми и будущими поколениями. Мы приобрели полезные навыки в ведении исследовательской работы. Для нас работа над исследованием не только нравственная обязанность перед памятью предков, но долг молодого поколения перед историей малой Родины. В практическом плане исследование будет передано в музей Шушенского в Ермаковский государственный архивов; в Саянский музей, часть материала опубликуем на страницах районной газеты «Ленинская искра»; используем на уроках истории и экскурсиях музея Синеборской средней школы. Нами собран уже большой объём материала разных лет истории Саянска, что позволит на его анализе разрабатывать исследования по другим направлениям истории села и окрестных весей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB