Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 29 мар 2024, 04:29

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: К ЮБИЛЕЮ ТАШТЫПА
СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 16:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
К ЮБИЛЕЮ ТАШТЫПА

Изображение
ИЗ ПИСЬМА РУССКОМУ ЦАРЮ
Ко времени завершения строительства Абаканской крепости (Старый Краснотуранск 1707 г.) часть представителей южно-сибирских племен, проживающих в окрестных улусах, что расположены были на правом берегу рек Енисея и Тубы, получили от красноярского воеводы приглашение для ведения переговоров на предмет принятия этими племенами русского подданства, покровительстве и защите Россией их от притеснений монголов и джунгаров. Как явствует из архива: " ...А ис того острога посылали они Илья и Конон служилых людей в Кыргызскую землицу в разные улусы к ясаулам в Большебайкотовский к Маните Тобчакову, в Малобайкотовскнй к Каренкыру Интыгирову, в Яржи к Итимолу Кулундаеву, в Богоджи к Килбе Сажиякову, в Ургунов к Бышкаку Менееву, в Шип к Тонасу Кубакаеву, в Кайбалский к Турачаку Тебеневу, в Кояки к Тезенею Когодаеву...
В нынешнем великий государь 1707 году прислана в Красноярск твоя великого государя грамота, что велено нам красноярским служилым людем идтить на твою великого государя службу в Кыргызскую землю на Абакан реку для Абаканского острожного поставления к томскому сыну боярскому Илье Цыцурину с Красноярским сыном боярским Кононом Самсоновым да с ними ж велено быть томским, кузнецким, енисейским служилым людем у того ж острожного Абаканского поставления и по той твоей великого государя грамоте послали нас на ту твою великого государя службу в Кыргызскую землю для Абаканского острожного поставления из Красноярска триста человек, конных двести, пеших сто человек.
И пришед мы на ту твою великого государя службу в Кыргызскую землю водяным путем на восьми дощанных и в мелких своих каюках кой делали для своей нужды сами, а иные горою коньми на урочище против речки Когну карасу и сошедшись с томскими и кузнецкими служилыми людьми посоветовав вопше ездили для осмотру места к поселению острогу на Абакан реку чтоб изыскать угожее место и хлебородное и пригодное и на Абакане реке такова места не изыскали для того, что пашенных мест к поселению крестьян и во близости лесов к строению нет.
А по Абакану реке берега низки и в вешнее время водою топит. (Лес) топольник и тальник и к городовому строению и ни к какому не годится и служилые люди кои были у осмотру того места переплавясь за Енисей реку обыскали место к острожному поставлению по правую сторону Енисея протоки пониже камени Турану на лугу. И в том месте к тому острожному наставлению лесу с нуждою есть, а пахотной земли к поселению крестьян и иных угодий никаких нет. И мы, опасаясь твоего великого государя указу, и под страхом гневу не смели из Кыргызской земли не поставить нового острогу и назад выйтить... ".
В самом начале Красноярская воеводская изба охрану южно-сибирского участка границы доверила местным жителям. Из архивов известно, что "...у 24-го пограничного знака в урочище Шабин-Дабага выставлен караул из ясачных иноземцев Кузнецкого ведомства Бельтырского и Сагайского родов под надзором их лутчших людей – эсаулов Магалокова, Азылбаева, Тылбичекова, Куштеева и под наблюдением за оными служивыми Кузнецкого служилого казака Василия Кузнецова. Однако, как водится, из этой затеи ничего хорошего не получилось. Как пишет В.А.Ватин в исследовательском труде "Минусинский край в XVIII веке", изданном в г. Минусинске в 1913 году: " ...рапортом от 19 апреля 1728 года, из Саянской крепости – центра управления всей новой пограничной линией, в «Красноярскую воеводскую канцелярию» донесли, "...что для охраны пограничных постов выставлены в урочищах три казачьих караула из красноярских ясачных инородцев, кои службу государеву те ясашные татаровья несут спустя рукава, абы как…». Возможно, ещё и поэтому к охране границы в Саянах решили привлечь силы томских, кузнецких и красноярских казаков.
С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ТАШТЫП
В рукописном труде известного в прошлом учёного-путешественника П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1772-1773 годах», (издание Санкт-Петербург. 1778 г.) о наших местах сказано следующее: «Таштып-есть самое последнее русское жилище в степи, Мунгалию ограничивающее. На берегу одноимённой реки стоят пять дворов красноярских казаков, добровольно поселившихся в этих местах для содержания пограничного караула. Казаки имеют пашню, сенокосы, охотничают и держат под своим доглядом всю территорию. На реке они построили водяную мельницу. Сам пост состоит из деревянного караульного дома, ограждённого деревянным заплотом (забором - прим. авт.) из кругляка и деревянными же, заостренными с концов, рогатками. Службу здесь несут "охотники" - красноярские казаки-годовальщики посменно. Таштыпский караул прикрывает собою степь с западного направления. Дорога от Таштыпа до Кузнецка идёт на запад, вверх по Малой Зее через реку Майдар и горами до Узаса, впадающего в Мразу. Затем сплавом по горной реке, всего пути два дня. Чаще же ездят к вершинам томским да саянским ... четыре дня верхи (верхом) и по реке плотом. Далее, до Кузнецкой линии горами не проведено никакой межи – самими горами место крепкое…".
История сохранила для потомков имена казаков, основавших Таштыпский караул: Ворошилов, Зырянов, Кузьмин, Смольянинов, Шахматов и Юшков. Во всяком случае, именно их подписи стоят под прошением тобольскому генерал- губернатору о разрешении основать передовой казачий караул-форпост, на свободных землях южно-сибирской окраины Русского государства. Тобольский губернатор генерал-поручик Чичерин, разрешил постройку казацкого поста. Оговорив их появление на берегах Таштыпа и Монока целым рядом условий: «позволяется поселение вышепоименованных казаков с домами, с их семействами, при занимаемых ими караулах, но, с обязательством со всем своими потомством, на вечные времена, нести казакам пограничную и любую иную службу, какая потребуется...».
В силу данного распоряжения казаки Таштыпского (в ряде источников - Таштынский), и соседних с ним, Арбацкого, (иначе- 2-го Абаканского), Табацкого и Монукского караулов, по очереди были посещают поставленные по границе редуты и пограничные знаки, расположенные к востоку от высокой снежной вершины Сабин-Табин. Дорога туда была очень нелегкой. Как вспоминали очевидцы тех лет: "...Вначале дорога проходит с правой стороны вверх по реке Абакан, до впадающей в него реки Джебаш, потом вверх по ней, до впадающей в нее реки Цаган-Махан ( в переводе с монгольского – «белое мясо»), и в третий день пути, по труднейшей горной дороге поспевают на редут. Этой дороги состоит примерно девяносто вёрст тяжелейшего бездорожья. По другую же сторону этого горного хребта и начинается Китайская Мунгалия…».
До следующего казацкого поста, расположенного восточнее Таштыпа, на правом берегу реки, у слияния рек Абакана и речки Манок, 30 верст. Там проживают казаки, основавшие ещё один сторожевой пост – «Байкалову деревню». 2-ой Абаканский караул (другое его название - Арбацкий форпост) расположен в 15-ти верстах выше по Абакану, но из-за гор туда разве что верхи (верхом) проехать можно. Возле караула протекает речка Каражил (возможно - Хараджуль – прим. авт.). Между Арбацским караулом и деревней Байкаловой стоит горный перевал, называемый казаками почему-то «Матросским». Здесь же текут две речки, именуемые одинаково совершенно одинаково: "Арбат". Оба они, вместе с другими казацкими караулами, расположенными за Енисеем, образуют новую казачью пограничную линию, центром которой Саянская крепость и заканчивается линия в старой Шедатской крепости, в казачьем Каратузе… ». Во времена императорской России можно выделить три основных района проживания енисейских (красноярских) казаков-казачьего населения Енисейской губернии: вдоль Сибирской железнодорожной магистрали, от Ачинска и до Иркутска; в верховьях реки Иркут; в Минусинской котловине (бывшая пограничная линия с Джунгарией — от станицы Таштып до станицы Каратуз). В Минусинской котловине с середины XVII века расположились казачьи форпосты, станицы или поселки: Алтай - Саянская – Шунеры – Шарып - Каптырево - Означенная; Арбаты – Таштып – Нижний Имек - Манок (по другим данным - Монок) –Абаканский Завод; Соленоозерная (другое наименование - Форпост) – Камчатская –Даурская; Каратузская – Шадат - Бузуново- Абаканск. Эта новая казачья пограничная линия на юге Сибири растянулась более чем на 250 верст.
Впервые о Таштыпе в архивных письменных источниках упоминается в документах 1741 года. Именно в это время Красноярская воеводская канцелярия получила высочайшее повеление о постройке в южной Сибири целого ряда новых крепостей, редутов и полигонов. Выполняя высочайшее повеление, казаки из Красноярского острога стали селиться в новых постах. Скорее всего, своё название новый караул получил по наименованию реки, на которой он и был основан. В переводе с тюркского, слово это, означает не что иное, как «каменистое дно». В четырёх верстах от современного расположения Таштыпа, на высокой, отвесной скале, казаками был оборудован пограничный пост-пикет.
Впоследствии, для надёжной охраны южно-сибирской границы с Мунгалией, требовалось всё большее количество казаков, а значит, появилась нужда в большем числе жилищ - бревенчатых изб. Таким образом, и возник Таштып. Со временем селение это значительно выросло и стало именоваться казачьей станицей. Произошло это в 1852 году, когда станичное правление сюда было перенесено из соседних Арбатов. Станичными начальниками, а по казачьей терминологии - атаманами, состоял ряд офицеров из местных и красноярских казаков. С самого основания казачьего поста и до майской реформы 1871 года, таштыпские казаки несли наряду с другими обязанностями, несли пограничную стражу и именовались "линейными казаками", т.е. служивыми казаками, живущими на пограничной линии. Здесь казаки селились по военным соображениям. По сути, казачьи караулы и посты представляли из себя в те далекие годы отдаленный прообраз пограничных застав, а казаки, их населяющие, входили в состав Енисейского казачьего конного полка. В более позднее время, станица Таштыпская перешла в ведение гражданских властей, и стала именоваться селом Таштып, а пограничные казаки, живущие «на линии»: в Таштыпе, Арбатах, Большом Луге, Нижнем Имеке, Моноке, Ново-Покровке, Табате и Бее и других местах после реформирования Енисейского казачьего полка, стали нести военную службу на общих началах со всеми остальными станичными и городовыми казаками Енисейской губернии.
"В Таштыпе в те годы было расположено волостное управление. Всего жителей в приходе - 2809 человек. Большая часть их крестьяне-старожилы и родовые казаки. Из них 1348 душ мужского, а 1261–женского пола. Все - православного вероисповедания. Вокруг Таштыпа разбросаны юрты кочевых инородцев. В Таштыпе кипела жизнь, шло строительство жилых домов, лавок из кирпича или доброго строевого леса. В окрестностях Таштыпа стояли многочисленные заимки и риги. Здесь жители держали скот, запасы зерна и корма для животных. Было здесь и несколько купеческих магазинов. По инициативе казаков в 1883 году был построен из камня Христорождественский храм и образован одноимённый православный приход. По свидетельству старожилов, звон колоколов этого храма, в ясную погоду был слышен по всей округе. Расстояние от центра губернии г. Красноярска до Таштыпа составляло около 700 вёрст, а уездный центр Минусинск расположен в 170-ти верстах от него. («Из истории православных приходов Енисейской губернии». Изд. Красноярск. 1916 г.).
Архивы интересны ещё и тем, что называют нам многие фамилии наших земляков. К сожалению, их имена не известны не только историкам и краеведам, но и их прямых потомкам. Хочется, хотя бы частично, восполнить этот пробел. Так, например, казаки Лалетины появились в Таштыпе одними из первых. А казак Алексей Лалетин, к тому же являлся ещё и одним из первых «узких специалистов» - кузнецов в соседнем с Таштыпом Монуцком карауле. При необходимости к нему обращались люди со всей округи. К нему же с просьбой отремонтировать своё неисправное ружье пришел и ясачный Каргинской волости Чибежек Кокошников. По словам Кокошникова: «ружье хотя и стреляло, но в цель никак не попадало…». Видимо кузнец был хорошим специалистом своего дела, и ему удалось устранить неисправность ружья. При этом за работу он взял восемьдесят копеек серебром...
До смены общественного строя в 1917 году, история Таштыпа развивалась без каких либо особых потрясений. Тон в общественной жизни поселения задавали казаки–потомки основателей станицы. Нам, ныне живущим, трудно представить, какое тяжелое бремя несли все без исключения казачьи семьи по выполнению своего предназначения–несению казаками многолетней поголовной военной службы. Казак с рождения и до самой своей смерти являлся воином, защитником, кормил и одевал себя и свою семью тяжелым сельским трудом - пахаря - хлебороба. Староказачья заповедь, ставшая народной поговоркой, гласила: «для того казак родится, чтоб Государю пригодиться!». На действительную военную службу призываемый молодой казак должен был явиться, не, извините, в «драной телогрейке», как ещё совсем недавно ехали в армию почти все призывники, а в исправном обмундировании и снаряжении, со своим холодным оружием, на личном строевом коне, со всей необходимой амуницией, приобретённой, опять же, на средства семьи. К тому жке, всё это снаряжение и амуниция, должно было соответствовать строгим положениям и параграфам «Полевого Уложения степовых казачьих войск».
Из архивов известно, что многие таштыпские казаки и урядники являлись участниками войн и вооруженных конфликтов. По высочайшему повелению, ряд из них были награждены за участие в боях. Так, в Красноярской казачьей сотне офицером служил подъесаул Петр Матвеевич Сипкин. Во время Первой мировой войны этот казачий офицер добровольно ушел на русско-германский фронт и был направлен в 1-ю Забайкальскую казачью дивизию. В июле 1917 года командир 6-й сотни 1-го Аргунского казачьего полка войсковой старшина П.М. Сипкин геройски погиб в бою с противником под Тернополем. Вот что сообщалось в некрологе по случаю смерти этого храброго казачьего офицера: "8 июля в бою у деревни Покропивно под Тернополем (Галиция) погиб уроженец станицы Таштыпской Енисейской губернии войсковой старшина Петр Матвеевич Сипкин. Родился он 8 октября 1878 года, а службу начал казаком в Красноярской казачьей сотне в 1897 году Окончил Иркутское юнкерское училище, участвовал в Русско-Японской войне 1904-05 г.г. . На начало Первой мировой войны служил командиром 3-й казачьей сотни Красноярского казачьего дивизиона. Добровольцем ушел на фронт и с октября 1914 года находился на театре военных действий, где принял командование 6-й сотней 1-го Аргунского полка Забайкальского казачьего войска. Имел многочисленные наград, был ранен осколком в левую руку и контужен. С 23 июня 1917 года Петр Матвеевич занимал должность помощника командира полка по строевой части. За боевые отличия был произведен в чин полковника. К сожалению, этот приказ вышел уже после его гибели. Тело прославленного героя казаки-енисейцы привезли в Красноярск и, после отпевания 22 июля 1917 года в Новом соборе, похоронили. Красноярск достойно отдал почести одному из доблестных своих граждан. Среди родных у полковника П. М. Сипкина на родине остались мать, жена, двое детей и сестра". Вестник Енисейского казачества (г. Красноярск). 1917. 25 сентября.
По сведениям, полученным от В. А. Паршукова, следует что : "...В отдельной Красноярской казачьей сотне в 1914 -1919 годах служили и другие арбатские, монокские и таштыпские казаки Сипкины: младший урядник Сипкин Дмитрий (награжден светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования Дома Романовых»), казак Сипкин Федор (награжден светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования Дома Романовых»), казак Сипкин Никита, казак Сипкин Петр (прибыл на службу по наряду 1914 года). После получения приказа о развертывания отдельной Красноярской казачьей конной сотни в Красноярский казачий конный дивизион с началом Первой мировой войны кроме выше перечисленных казаков, в Красноярском казачьем дивизионе служили казаки Зиновий, Назар и Алексей Сипкины, прибывшие на службу из Минусинского округа со льготы. (из запаса - прим. авт.). Сведения взяты автором из «Очередного списка урядникам и казакам, подлежащим выходу на службу по наряду 1917 г.
Во время гражданской войны в 1-м Енисейском казачьем полку служили казаки из Таштыпа: Сипкин Илья Захарович и Сипкин Павел. В 1-й сотне 1-го ЕКП этого служил Сипкин Роман, а в пулеметной команде – Сипкин Прокопий. Казак 2-й сотни Сипкин Константин вместе с таштыпским казаком, подхорунжим Серебренниковым Валерианом Васильевичем и монокским казаком, приказным Модестом Байкаловым, как знающие хакасский язык были прикомандированы инструкторами к инородческой сотне для обучения молодых хакасов, прибывших на службу по мобилизации всем премудростям службы. 2 июня 1919 года из Минусинска в Красноярск пароходом прибыли в составе 4-й сотни 1-го Енисейского казачьего казак Сипкин Алексей Захарович, казак Сипкин Николай Васильевич, казак Сипкин Федор Петрович...". Следует отметить, что в 4-й казачьей сотне служили преимущественно казаки из Таштыпа, Арбатов, Монока и других близлежащих селений, в которых проживали казаки.
Во время первой мировой войны вахмистрами в Красноярском казачьем дивизионе служили Георгий Андреевич Лазицкий, Иннокентий Никитич Воротников, Пантелеймон Васильевич Байкалов. Старшими урядниками в дивизионе были Николай Алексеевич Монастыршин, Владимир Иоакимович Садовский, Никифор Филиппович Ермолаев, Зиновий Иванович Сипкин, Иван Федорович Седельников, Николай Михайлович Семенов, Михаил Михайлович Медведев, Николай Михайлович Ошаров, Иван Николаевич Черных, Петр Николаевич Шеходанов и многие другие.
Среди награжденных казаков, служивших в 1-м Енисейском казачьем полку значатся следующие казаки из Арбатов и Таштыпа: 1) Казак 3-й сотни Сипкин Давыд – георгиевским крестом 4-й степени; 2) Приказный Сипкин Филипп – георгиевской медалью 4-й степени; 3) Старший урядник Сипкин Дмитрий Васильевич – георгиевским крестом 4-й степени; Описывается подвиг, за который казак удостоен георгиевского креста: «…за то, что 8-го ноября 1918 года, после поражения противника на 70-й версте, сотне был дан приказ занять деревню Кумыш, двигаясь скрытно через просеку, перерезать дорогу, по которой отходил противник. Во время движения по просеке старшим казачьего дозора был назначен урядник Дмитрий Сипкин. Когда цепь дозорных подходила к наблюдательному пункту «дача графа Строганова», то из одной из изб, находящейся на этом пункте, раздался по казачьей цепи залп; Этот обстрел грозил казакам большими неприятностями и потерями… Преодолев минутное замешательство урядник Сипкин первым смело бросился с обнаженной шашкой в двери избы, увлекая своим примером за собой и других казаков. Стрелявшие по казакам были взяты в плен в числе 7-и человек и в числе 9-ти – перебиты...». ( информация найденная в РГВИА любезно предоставлена автору материала краеведом В.А. Паршуковым из Ульяновска).
В мирное время, многие казаки занимались хлебопашеством, различными промыслами, а также на добровольной основе, привлекались к несению охранной и военно-полицейской службы в пределах Енисейской губернии, и в том числе - на многочисленных рудниках и приисках Енисейского горного ведомства. Кстати сказать, в начале 20-го века Енисейская губерния занимала одно из первых мест по добыче золота во всей России.
После отречения царя от престола казаки Енисейской губернии собрались на свой съезд и провозгласили о создании ЕКВ- Енисейского казачьего войска - новой административно-хозяйственной и военной единицы. Было создано войсковое управление ЕКВ и образованы его отделы: административный, хозяйственный, военный... Атаманом ЕКВ и управлением войска были приняты меры к увеличению численности нового войска - гражданская война в стране всё разгоралась. Так, на основании решений первого и последующих съездов (кругов) Енисейского казачества, состоявшихся в период с 1917 по 1919 годы, произведены призывы казаков в казачьи части белой армии: Красноярский казачий дивизион, 1-й и 2-й Енисейские казачьи полки, Енисейскую сводную казачью бригаду. После ожесточённых боёв с частями красно-партизанской армии Кравченко-Щетинкина и подразделениями регулярной РККА, многие енисейские казаки, призванные на военную службу в те годы, позднее ушли в эмиграцию с отступающей белой армией.
Известны имена делегатов-участников 1-го Съезда Енисейского казачества (май 1917 г.) от станицы Таштыпской Минусинского уезда: Шахматов Степан Ананьевич, Шахматов Ананий Гордеевич, Шахматов Никита Васильевич, Байкалов Федор Григорьевич и Еремеев Евгений Ефимович. В работе этого съезда принимал участие еще один таштыпский казак прапорщик георгиевский кавалер Серебренников Валериан Васильевич. В документах съезда казак Серебрянников значится как «представитель Красноярского казачьего дивизиона с фронта». На съезде он был избран в члены «военной группы» правления Енисейского Казачьего Войска, где и занял должность начальника военного отдела ЕКВ.
Известна фамилия ещё одного таштыпского казака — Самарин Александр Федорович. Он в возрасте 50-ти лет погиб во время т.н. «Минусинского крестьянского восстания», произошедшего в 1918 г. Этот немолодой уже казак входил в казачью дружину, которую арбатские, таштыпские и монокские казаки сформировали по месту жительства и немедленно направили эту вооруженною группу в помощь гарнизону города Минусинска. На втором казачьем круге Енисейского казачьего войска, который состоялся в сентябре 1918 года, было озвучено предложение об избрании своего «чисто казачьего делегата» в будущее Учредительное собрание. Большинством голосов этим кандидатом был избран ещё один наш земляк, таштыпский казак, член партии меньшевиков А. В. Байкалов. Следует хотя бы коротко остановиться на биографии этого незаурядного человека, который получил мировую известность, уже находясь в эмиграции. Он родился в 1882 года рождения, журналист, писатель, из казаков станицы Таштып, Минусинского уезда Енисейской губернии, бывший студент Казанского университета. За участие в революционном движении был несколько раз арестован.

В годы гражданской войны (1918 - 1922 г.г.) наш земляк А.В. Байкалов выполнял различные дипломатические поручения Сибирского областного правительства за границей, в частности он являлся представителем по делам русских беженцев и эмигрантов в Китае и Японии. Начиная с 1919 г. постоянно жил в Лондоне. В 1924-1940 г.г. А.В. Байкалов - постоянный сотрудник «Последних новостей», а с 1947 г. многолетний сотрудник «Русской мысли» и журнала «Часовой». Состоял членом главного правления Российских национальных объединений. Он был одним из тех, кто первым рассказал на страницах зарубежных газет о трагической судьбе казаков в Лиенце в июне 1945 года. Скончался Анатолий Васильевич Байкалов 13 июля 1964 г. в столице Великобритании - Лондоне, гдеи был похоронен на кладбище Гольдерс Грин.
Интересна судьба ещё одного нашего земляка, также уроженца Таштыпа - Шахматова Анания Гордеевича. Он был весьма заметной личностью среди енисейских казаков. В годы гражданской войны в Сибири этот человек являлся заместителем председателя войскового управления Енисейского казачьего войска – аналога войскового правительства, а на четвертом круге ЕКВ был утвержден кандидатом от енисейских казаков во Всероссийское Учредительное Собрание – аналог современной Госдумы. К сожалению, А.Г. Шахматов трагически погиб при взрыве эшелона с динамитом на станции Ачинск-I, в декабре 1919 г. в результате которого имелись многочисленные человеческие жертвы…
Весьма характерной для тех непростых лет является судьба таштыпского казака Шахматова Луки Сергеевича. Он родился 10 октября 1890 года. В 1912 – 1917 г.г. служил в отдельной Красноярской казачьей сотне. В период с 1918 по 1922 г.г. служил в рядах 1-го и 2-го Енисейских казачьих полках, принимал участие в боях гражданской войны в Красноярске, Енисейске, Минусинске, и в Забайкалье (города Верхнеудинск и Троицкосавск), а затем – и в Приморье. С 1918 по 1919 г.г. Шахматов служил в полку урядником, в 1920 году за успешные операции против красных в г. Чите был произведен в вахмистры. В 1921 году с частью отступал из Читы на восток через Манчжурию во Владивосток. В сентябре 1922 г. часть находилась на Дальнем Востоке, в Никольске-Уссурийском. Из показаний, данным следователю при его аресте: «... с генералом Потаниным – командиром сводной Енисейской казачьей бригады, отступали по Тихому океану... где получили документы и были переброшены в лагерь интернированных лиц а г. Чунчун…». Несмотря ни на что, в марте 1923 г. уроженец Таштыпа, казак Лука Сергеевич Шахматов вернулся на Родину. В 1937 году Л.С. Шахматов и его брат Афанасий Сергеевич, так же служивший в одном полку с братом во время гражданской войны, были арестованы, осуждены по печально известной 58-статье и расстреляны в Минусинской тюрьме как "враги народа".
О ДЕЛЕ РОВСа
В период с начала 1920 и до конца 1929 года суды целенаправленно, часто по умышленно сфабрикованным следователями Минусинского оперсектора ОГПУ-УНКВД обвинениям, привлекали к уголовной ответственности многих казаков, ранее находившихся на военной службе в царской или белой армиях под командованием атаманов А. А. Сотникова, А. Н. Тялшинского, И. Г. Казанцева, генералов В. О. Каппеля, А. И. Бакича, поручика И. И. Занина, атамана И. Н. Соловьёва и других. По всей стране начались аресты по делу РОВСа - организации Русского Общевоинского Союза, который осуществлял свою деятельность за рубежами РСФСР. Самыми крупными из подобных "филиалов-штабов РОВСа" советскими следователями в Западно-Сибирском крае были признаны Минусинский, Ширинский и Таштыпский. Естественно, что минусинские следователи из органов ОГПУ - НКВД в материалах дел называли эту и другие подобные ей военизированные формирования казаков "контрреволюционными, подпольными и повстанческими"…
Не отставали в этом плане от своих коллег и следователи Таштыпского райотдела УНКВД по ХАО, также «раскрывшие местную подпольную белогвардейскую повстанческую организацию и обезвредившие в селе большое число японских шпионов, которые, якобы, "…ставили перед собой задачу поднять вооружённое восстание в Таштыпе и окрестных деревнях с целью свергнуть там советскую власть и присоединить (не больше-не меньше) территорию Таштыпского района к Японии". По этому уголовному делу сначала были арестованы семь таштыпских казаков: Ф. К. Каргополов, А. К. Каргополов, В. О. Борзов, Ф. Т. Псарев, Г. М. Псарев, В. Я. Потылицын и А. П. Потылицын. Все они расстреляны в Минусинской тюрьме в ночь на 29 октября 1937 года. Дальше-больше. Почти два месяца, с октября по конец ноября проходила операция по «ликвидации» «Таштыпского штаба», якобы организовавшего боевые дружины в станице Таштып и пограничной с Таны-Тувой станицей Арбаты, в которых участвовали более 200 уроженцев бывших станиц Арбаты, Монок, Таштып и Нижний Имек.
К марту 1938 г. советские карательные органы подготовили к рассмотрению материалы еще на 300 енисейских казаков. Кстати, подобная участь постигла в 20-30 годы прошлого века достаточно большое число жителей, имеющих казачьи корни из Таштыпа, Арбатов, Большого Луга, Нижнего Имека, Монока, Покровки и др. мест. Многие главы казачьих родов были практически поголовно репрессированы. Среди казаков, подвергшимся репрессиям: Шахматовы, Каргаполовы, Казанцевы, Борзовы, Сипкины, Лалетины, Зыряновы, Потылицыны, Байкаловы, Дорофеевы, Псарёвы, Чанчиковы, Юдановы…
В настоящее время, большинство из них, а таких, только по Таштыпу – десятки, реабилитированы посмертно. Часть фамилий реабилитированных казаков занесены в «Книгу Памяти репрессированных в РХ». Правда, в этом скорбном списке все они проходят уже без упоминания о том, что эти люди пострадали лишь за своё происхождение. Потомкам будет в будущем нелегко разобраться, кем были их предки. Но даже эти, «выхолощенные» списки, дают зримое представление о том, каков был масштаб репрессий как ХАО, так и во всей стране. Власть уничтожала казачество поголовно. И это не преувеличение, а констатация факта. Волна массового террора схлынула лишь с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Тут уместно добавить, что и здание таштыпской церкви, поставленной когда-то трудами и заботами казаков, было разрушено уже после Победы, в 1945 году, «в связи с нехваткой строительных материалов для строительства... помещений для скота». Вся история Таштыпа – зримый пример проведения «мудрой ленинской национальной политики» и отрицания советским государством значительного вклада казаков в приращение и укрепление российской державы. Все эти десятилетия нас заставляли забыть о своём родном и кровном, и пытались делать из наших детей и внуков «иванов, не помнящих родства». Горько об этом писать, но до сего времени, возможно в угоду чьих-то сепаратистских амбиций, в нашем регионе происходит замалчивание подлинной роли казаков в деле присоединения сибирских земель к России.
В этой связи, невольно возникает вопрос: а чем же всё-таки являлось присоединение земель Минусинской котловины к Российскому государству? Как явствует из выступления бывшего председателя совета старейшин хакасского народа В. М. Торосова, совсем недавно ушедшего из жизни, на одной из научно-практических конференций, посвященных этой непростой теме, цитирую: «…строительство острогов… явилось основательной заявкой на территорию и фактическое овладение ею. Создание острогов стало поворотным пунктом в истории взаимоотношений России и Хакасии, в результате чего «кыргызская землица» была полностью и окончательно закреплена в составе Русского государства… Важным, возможно, судьбоносным является это событие для хакасского народа. Древняя земля получила надёжную и сильную оборону, сняла наконец, проблему бесконечных войн и разорений. Присоединение к России приобщило хакасский народ к более высокому уровню цивилизации. Открылась возможность непосредственно использовать достижения мировой цивилизации, обучения и развития национальных кадров в российских учебных заведениях, восстановления письменности, возможность исповедовать наиболее прогрессивную религию и формы просвещения народа. Был открыт доступ к новым, ране не известным формам лечения, а также организации здравоохранения. Большой толчок получило сельское хозяйство, особенно растениеводство, в т.ч. овощеводство. Местное население приобщилось к новым, более современным орудиям лова и охоты, и в частности, к оружию с использованием пороха…».
Собственно, об этом же, но только сухим языком цифр свидетельствует нам и доктор исторических наук, профессор В.Я. Бутанаев: «…После угона населения в Джунгарию в 1703 году, в долине Абакана оставалось триста «кибиток» сагаев и бельтыр, а в долине Тубы – триста «луков» маторов и койбал. Так, по переписи 1890 года, на землях «Аскыской степной думы» проживало 30018 душ, или 5449 хозяйств, представляющие «разнородные объединённые племёна» - предков современных хакасов, живущих в долине рек Абакана и Июса. К слову сказать, по данным этого же учёного, к 1917 году их стало уже 42950 человек, или 7871 хозяйство. Эти данные наглядно показывают нам о том, что широко распространенный тезис «о вымирании хакасов в условиях царской России» - попросту лжив и несостоятелен. Он целиком является пропагандистским трюком советской исторической «науки».
Сейчас события в мире разворачиваются так, что Россия, вошедшая в 2017 году в эру «Водолея», напрягает все свои силы в борьбе с мировым злом. Это значит, что всем нам, потомкам казаков бывшей Енисейской губернии, не на словах, а на деле необходимо возрождать наши казачьи устои и сохранять казачью память о делах минувших дней. Завершить же свой материал по истории Таштыпской станицы хотелось бы словами знаменитого на весь мир донского атамана героя Отечественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова, которые он оставил в назидание своим потомкам: «помните славу и добродетель и держитесь обычаев отцов своих». На том стоим, и стоять будем".

С праздником, с юбилеем Таштыпа, земляки!
Сергей Байкалов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К ЮБИЛЕЮ ТАШТЫПА
СообщениеДобавлено: 15 июл 2018, 16:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2012, 23:05
Сообщений: 455
Откуда: Ульяновск
Спасибо, Сергей Иванович, за то что собрали материалы в одну статью.
А ват мою статью, отправленную в газету "Земля Таштыпская", накануне круглого стола в Арбатах в конце прошлого года, так и не хотят напечатать... (от редактора ни ответа ни привета). В ней я называл многих таштыпцев, предков современных жителей...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К ЮБИЛЕЮ ТАШТЫПА
СообщениеДобавлено: 17 июл 2018, 22:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
Владимир, в этом более именно ваша заслуга, чем моя. Спасибо Вам за присланные архивы. Я же лишь скомпоновал присланные вами материалы и добавил лишь кое-что из своей писанины. К юбилейной дате - 250 лет со дня основания Таштыпа, редакция республиканской газеты "Хакасия" заказала мой материал по его истории. Я обобщил все имеющиеся в свободном доступе данные и в том числе присланные ранее вами фрагменты из архивов, и в таком вот виде отправил их в редакцию. Причем при создании статьи попытался упомянуть как можно больше реально живших исторических персонажей- таштыпских и других казаков. С тех пор из редакции ни слуху ни духу. Очень похоже, что кому-то (даже догадываюсь- кому) написанное мною очень не понравилось. Кстати, продолжение-окончание моей статьи "Граница в Саянах" тоже напечатать отказались, при этом упрекнули меня в том, что я якобы, внес сумятицу в умы читателей, когда написал: "что первые красные пограничники совместно с отрядами ЧОНа Енисейской губернии разгромили вооруженный отряд генерала Бакича-атамана Казанцева...". При этом убедительно просили предоставить источник, где я этот эпизод взял. Пришлось предоставить редакции сразу трёх различных советских и российских авторов, упоминающих в своих исторических исследованиях об этом конкретном боестолкновении. Только после этого отстали с нападками. А ещё здесь гутарят, что к юбилею будут открывать памятник казакам- основателям Таштыпа. Уж не знаю, как руководство р-на обыграет всё это дело. И какие будут на открытии памятника основателям Таштыпа говорить слова местные нацмены?..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К ЮБИЛЕЮ ТАШТЫПА
СообщениеДобавлено: 17 июл 2018, 23:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2012, 23:05
Сообщений: 455
Откуда: Ульяновск
Спасибо, Сергей Иванович за пояснения. Согласен с Вами...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB