Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 29 мар 2024, 09:01

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: НЕПОРУШЕННОЙ ПАМЯТЬЮ ТИХОГО ДОНА...
СообщениеДобавлено: 20 мар 2012, 18:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
НЕПОРУШЕННОЙ ПАМЯТЬЮ ТИХОГО ДОНА


Так уж повелось с глубокой древности и до наших дней, что слово «казак», различными авторами трактуется по-разному: от «косогов» - народа кавказского; от «ко» и «зак» - по сути своей, монгольских слов, означавших в первом случае - «броня», «латы», «защита», во втором – «межа», «рубеж», «граница»; а в словосочетании - «защитник порубежья»; от тюркского слова «каз», означавшего «гусь», «гордый человек»; от значения этого же слова на половецком языке – «страж», «передовой», «первый».
Однако нами, ныне живущими и считающими себя потомками казаков, ни одно из этих толкований не может быть принято безусловным и правильным. Прежде всего потому, что смысл слова «казак» гораздо глубже и обширней приведённых выше толкований.
Поэтому для потомков казаков важно знать и помнить хотя бы краткую историю возникновения казачества, его верной и преданной службы Русскому государству и Православной Вере. Об этом надо знать самим и передать свои знания о казачестве детям, внукам и правнукам, для того, чтобы род казачий никогда бы не перевёлся.

По свидетельству большого знатока истории казачества П.П.Сахарова, прародиной казачества, безусловно, является междуречье великих русских рек Волги и Дона, причерноморские и приазовские степи, так называемое «Дикое поле» - земли, которые, после разгрома Золотой Орды и её упадка, никому не принадлежали, а казаки стали владеть данной территорией по праву захвата.
Первые казачьи поселения – станицы – были известны ещё в глубокой древности. Кроме них, было у казаков, большое количество зимовищ и юрт, разбросанных в междуречье Хопра, Чалки и Дона.
Это, в свою очередь некоторым образом объясняет происхождение самоназвания сибирских переселенцев-старожилов: «чалдон» или «челдон» - «человек с Дона».
Поэтому, утверждение казаков, к какому бы войску они не принадлежали, о том, что «Дон – наша общая прародина» - верны по своей сути.

Наш сегодняшний материал о том, что представляло собой казачество в прошлом, о трагическом периоде его истории в советское время, о проблемах и перспективах возрождения казачества в будущем.
Тем более, что называется, и повод есть: некоторое время тому назад, сравнительно недавно - в 2007 году отмечалось 300-летие присоединения земель Минусинской котловины к Российской империи. А первыми из русских на этой земле, как известно, были казаки.

КАЗАЧЕСТВО – большая группа населения Российской империи, жившая, как в центре страны, так и на её окраинах, по переписи 1913 года насчитывала более 4,5 млн. человек обоего пола, из которых на протяжении четырнадцатого – восемнадцатого веков сформировалось военно-служилое сословие.
В течение нескольких веков оно складывалось в нижнем течении Днепра, Дона, Волги, Терека, Сунжи, Яика из вольных людей, с незначительной примесью беглых крепостных и представителей местных народностей, занималось охотой, рыболовством и военными походами на соседние территории. По сути,казаки в древности являлись народом, с течением времени соединившимся с народом русским.
Начиная с пятнадцатого века, казачество привлекалось русским государством к несению пограничной службы в порубежных местностях, за что получало порох, свинец, сукно, хлебные и иные припасы.
В начале семнадцатого века процесс подчинения казачества русскому государству начинает увеличиваться, оно во многом теряет свои вольности, что неоднократно приводило к мелким и крупным восстаниям и войнам с правительственными войсками, уходу части казачества за пределы империи.
На рубеже семнадцатого- восемнадцатого века казачество в силу исторической традиции, стало нести поголовную военную службу. Каждый казак выходил на службу со своим конём, холодным оружием, в собственном обмундировании и снаряжении, за что казачество было освобождено от большинства государственных податей, повинностей и пользовалось войсковыми землями.
Это однако вовсе не означает, что казаки совсем не платили налогов. Самообложение существовало и у них. Кроме того, следует учитывать те затраты, которые несли казаки при подготовке их к несению службы: строевой конь, вся амуниция и снаряжение, зимнее и летнее обмундирование, обувь и одежда заводились казаками за свой собственный счёт.

Казачьи войска и управление ими оформилось постепенно. Заведование казаками и их землями, начиная с восемнадцатого века и позднее, было сосредоточено в Военном Министерстве - аналоге современного Министерства Обороны.
В его состав входило Главное Управление Казачьих Войск. (сокр. - ГУКВ.).
Наследник Престола – цесаревич - являлся с 1827 года, Наказным Атаманом всех казачьих войск. Во главе каждого войска стоял наказной, (т.е. назначенный сверху) Атаман войска, обладавший всей полнотой военной и гражданской власти. Казачьи войска делились на округа и отделы, во главе которых стояли избираемые общим собранием уполномоченных на то лиц - выборщиков. Кроме того, каждое войско делилось на станицы.
В Сибири станицы и посёлки составляли казачий земельный юрт, а все казаки и казачки составляли казачье общество, хотя среди казаков могли проживать лица невойсковых сословий, которые именовались «иногородними».
За усадьбы, выпас скота, пользование иными угодьями, все они вносили арендную плату.
На низовом уровне, в станицах и посёлках, казаками управляли выборные атаманы. В местах проживания казаков, органы казачьего самоуправления также являлись выборными, они решали все вопросы жизнеобеспечения казаков. Имелся свой «казачий присуд», в ведении которого были судебные, полицейские вопросы. Такие особенности казачьей жизни и быта имели более 95 процентов всего российского казачества.
В бытовом отношении казачество представляло своеобразную группу населения империи: относительная замкнутость сословия, наличие ряда льгот, чётко очерченный круг служебных обязанностей, доверие правительства и жизнь на окраинах Российской Империи, способствовали сохранению традиционного уклада жизни, патриархальности, твёрдых и верных жизненных установок, которые исповедовали казаки.
Следует отметить, что среди казаков, довольно значительную прослойку составляли старообрядцы, особенно это касается Яицкого (Уральского) казачества. В тоже время, постоянные контакты казаков с неславянским населением Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, смешанные браки мужчин-казаков с привезёнными из походов пленницами - «ясырками», вели к проникновению в быт казаков некоторых черт, которые начисто отсутствовали у русского населения средней полосы России.
Так, например, женщины-казачки станиц Дона, Кубани, Терека и многих сибирских станиц носили женский распашной наряд-«кубелёк». Отличались своим внешним видом от русских мужиков средней полосы России и мужчины-казаки: они носили папахи, черкесски, чекмени, наборные пояса, лёгкие кожаные сапоги и.т.п. Это касалось также и способов приготовления пищи, изготовления напитков, манеры пения и даже - приёмов разведения домашних животных.
Служебные обязанности казачества формировались постепенно. Первоначально, всё мужское население несло иррегулярную службу по охране границы и присоединенных территорий в мирное время, а при объявлении войны - выставляя полки, в том числе и для походов за границу.
В конце семнадцатого века, казачество привлекается русским государством для несения службы за пределами своих войсковых территорий и в мирное время : в основном это были казачьи конные полки и дивизионы, несшие охранную «карантинную» службу в границах охваченных эпидемиями оспы, сибирской язвы, холеры и других заразных заболеваниях, районах.
Учитывая состояние медицины тех лет, эта разновидность казачьей службы представляла огромную опасность. Это достигалось чёткой организацией казачьей службы. Как это было возможно? Бытовала в казачьей среде такая вот поговорка: «для того казак родится,чтоб государю пригодиться!». Пожалуй, именно она наиболее точно отображает мировозренческие установки и воспитание казачества тех лет.
К началу девятнадцатого века вооруженные силы казачества составляли служилый состав четырёх поколений, в том числе - войсковое ополчение.
Военная служба казаков представляла собой три, неравные части: начав служить в приготовительном разряде в восемнадцать лет по месту жительства, казак, познав азы военного дела, приводился атаманом станицы к Присяге на верность Царю и Отечеству.
И только потом казак отправлялся на действительную военную службу в строевых частях и подразделениях своего казачьего войска.
После прохождения трёх-четырёхлетней военной службы, казак зачислялся на т.н. «льготу», и находясь по месту своего проживания, обязан был заниматься трудом на своём пае земли, тем самым обеспечивая себя и свою семью, всем необходимым.
В эти годы, казаки, находящиеся «на льготе», периодически призывались на военные сборы, с целью поддержания необходимых навыков на должном уровне. В случае объявления войны, объявлялась поголовная мобилизация всех разрядов казаков.

К началу восемнадцатого века существовали следующие казачьи войска: Донское, Запорожское, Яицкое, (с 1775 года,после подавления восстания Емельна Пугачёва- переименовано в Уральское), Терское, Гребенское. После упразднения вольной Запорожской Сечи в 1772-1775 годах, на Украине (окраине русского государства) остались слободские черкасские казачьи полки (не путать с черкесами – авт.).
Во время войны с Наполеоном, сформированы малороссийские казачьи полки. Более ста лет, начиная с 1700 по 1808 годы, несли службу чугуевские и бахмутские казачьи команды. В 1774 году было образовано Бугское казачье войско, а в 1829 году – Азовское. В период с 1807 по1856 годы существовало и несло пограничную, таможенную и карантинную службу во время эпидемий чумы и холеры, Дунайское казачье войско.
Вышеперечисленные казачьи войска создавались в моменты противостояния со злейшим врагом Русского государства – Оттоманской Империей (Турцией). В период походов Ермака Тимофеевича в Сибирь, в 1571 -1575 годах, была заложена основа сибирского казачества, вписавшего немало славных страниц во время присоединения Сибири и Средней Азии к России. Казаки-сибиряки организационно оформились в 1760 году, а в 1808 году получили и наименование: линейное Сибирское казачье войско.
В 1822 году из терских и гребенских казаков было выделено Аграханское казачье войско. В 1732 – Волгское войско, вошедшее в 1766 году, в состав Астраханского казачьего войска, которое внесло свой весомый вклад в разгром немирного по отношении к России, Астраханского ханства. Несколько ранее, в 1750 году, к Астраханскому казачеству присоединены полки гребенских, семейских, хоперских, волгских и моздокских казаков. В 1786 году вся эта военная организация казаков объединилась вКавказское линейное казачье войско.
В 1788 году было положено начало Черноморскому казачьему войску, созданному из переселившихся на Таманский полуостров, запорожских казаков. В эти же годы, из кавказских линейных, черноморских, терских, гребенских казаков было образовано Кубанское казачье войско, ставшее оплотом России по завоеванию территорий немирных горцев за рекой Кубань.
В 1736 году положено начало Оренбургскому казачьему войску.
В 1876 году, из состава сибирского казачества выделены два полка, ставшие основой Семиреченского казачьего войска с центром – г. Верный, (ныне-Алма-Ата).
Для защиты русских владений в Забайкалье, создано в 1851 году Забайкальское казачье войско, центром которого стал г. Чита. Данное казачье войско состояло из русских, бурят и тунгусов, которые несли охрану русско – китайской границы.
В 1856 году, из ЗКВ были выделены части для формирования Амурского, а в 1889 году – Уссурийского казачьего войска. У истоков создания дальневосточных казачьих войск стоял известный государственный и общественный деятель, генерал-губернатор Приморья граф Н.Н. Муравьёв–Амурский. Понимая огромное значение присоединенных дальневосточных территорий для будущих поколений россиян, он сделал всё от него зависящее, чтобы удержать эти земли в составе Русского государства.
Кроме того, в Якутии дислоцировался Якутский казачий полк, входивший в систему Министерства Внутренних дел Российской империи. На этих территориях в казачество зачислялись представители местных племён и народностей: буряты, эвенки, часть якутов. Им были дарованы права казаков.
В период 1600-1601 годов, казаки – землепроходцы появляются в бассейне реки Енисей. Их трудами и заботами в 1604 году поставлен Мангазейский, а в 1607–1609 – Енисейский и Туруханский остроги, ставшие центрами по освоению прилегающей территории, богатой различным пушным зверем: лисицей, соболем, песцом.
Казаки и промысловый люд, не останавливаясь, идут дальше на юг и восток, закрепляя всё новые и новые территории за Россией.
Так, в августе 1628 года, казаки под командой воеводы Андрея Дубенского основали новый острог на Красном Яру, давший жизнь крупному промышленному и культурному центру - г. Красноярску. В1631 году казаки под началом атаманов Ивана и Якова Похабовых основали Братский и Тутурский остроги. Это те самые, знаменитые на всю огромную Сибирь «Якуня с Ваней».
Объединенными силами енисейских, красноярских и томских казаков в 1707 году поставлен Абаканский, а в 1716-1718 годах – Саянский казачьи остроги, которые явились важным элементом в деле освоения и присоединения окрестных территорий на юге Сибири, - так называемой, «кыргызской немирной землицы». Как явствует из архивных данных, к 1795 году, казаки проживали в шестидесяти девяти населенных пунктах, из ста двадцати девяти поселений образованных русскими переселенцами на Енисее и его притоках.
В 1822 году, Правительствующий Сенат Российской империи утвердил «Устав о сибирских городовых казаках». Согласно данному уложению, было образовано шесть городовых казачьих полков.
В Енисейской губернии нёс службу одноимённый казачий конный полк, состоящий из городовых и станичных казаков - арбатских, абаканских и саянских. Эти казачьи части неоднократно подвергались реорганизации.
В январе 1851 года Енисейский и Иркутский казачьи полки были переданы в состав Военного Ведомства. После очередной реорганизации, начавшейся по Указу от 19 мая 1871 года, часть казачьего населения этих губерний, была переведена в «податное состояние», в т.н. «крестьян из казаков».
И это явилось по существу «первым расказачиванием» для иркутских и енисейских казаков. В результате этого реформирования значительно уменьшился «удельный вес» казачьего населения в обеих губерниях.
Казаки, оставшиеся на военной службе, сведены в отдельные казачьи сотни: Иркутскую и Красноярскую.
С началом русско–японской войны 1904-1905 годов, эти подразделения были развёрнуты в отдельные казачьи конные дивизионы: Иркутский и Красноярский. Красноярским казачьим дивизионом был назначен командир Красноярской сотни есаул Могилёв.
С началом Великой войны 1914 года, енисисейские казаки были вновь переданы в систему МВД Империи. Эти части были предназначены для несения военно-полицейской службы на местах дислокации, т.е. в глубоком тылу.
И тут случилось нечто не виданное: енисейские и иркутские казаки «побежали» на фронт. Они становились так сказать, «дезертирами наоборот».
Начальство принимало различные меры, оно отказалось выплачивать т.н. «боевые», но и это помогало очень мало.
В добровольном порядке, «охотниками» на фронт убыло более ста восьмидесяти енисейских и девяносто иркутских казаков.
С учётом пополнения потерь, это число за годы войны возросло до четырехсот пятидесяти человек.
Несколько позже, для участия в боевых действиях была отправлена казачья сотня Красноярского дивизиона. Это произошло в 1916 году. Личный состав этой сотни был зачислен в Уссурийский казачий полк Уссурийской конной дивизии.
Позднее, в 1917 году, казаки сотни под командой есаула Коршунова участвовали в т.н. «корниловском мятеже», который явился попыткой остановить начавшийся развал России.
Тогда же енисейские казаки на своём круге (съезде) постановили считать себя войском и объявили о проведении всеобщей мобилизации. Силами енисейского казачества были сформированы два конных казачьих полка: 1-й и 2-й Енисейские. Командиры - казачьи офицеры Шахматов и Розанов.
Кроме того, на местах проживания казаков были сформированы дружины самообороны, руководство которыми было возложено на станичных и поселковых атаманов. В годы гражданской войны именно эти силы стали основой анибольшевистских сил.
На юге Минусинского уезда казачество проживало в следующих населенных пунктах: Абаза, (Большой Луг), Алтай, Арбаты, Таштып, Нижний Имек, Монок, Покровка, Бея, Табат, Означеное, Усть – Ерба, Абакано-Перевоз, Чехан, Форпост (Соленоозерное) и ряд других мест.
Большая масса казачьего населения проживала на юге Енисейской губернии: Минусинске, Краснотуранске, Идре, Сыде, Каратузе, Каптырево, Казанцево,Шарыпе, Саянской, Шушенском, Бузуново, (Восточном), Кортузе, Байкалово, Нижнем Суэтуке, Беллыке, Коряковой, Даурской, Камчатской и других населённых пунктах уезда. Здесь, по данным архивов, проживало 71,3 процента от общего числа всех енисейских казаков.
В годы гражданской войны в Сибири (1918 - 1922 годы) енисейское казачество, в большинстве своём, выступило на стороне Белого Движения - в частях Первого и Второго Енисейских казачьих полков и Енисейской казачьей бригады армии Колчака, генералов Попова, Казанцева, Бакича, Каппеля, формированиях войскового старшины Бологова, есаула Кайгородова, поручика Марковского, атамана Соловьёва и других антибольшевистских формированиях.
По этой причине в годы репрессий (1917-1953 годы) енисейские казаки, как и всё российское казачество, были подвергнуты «расказачиванию», и почти поголовно репрессированы.
Советской властью в отношении казаков практиковался самый настоящий геноцид: расстрелы без суда и следствия, по постановлениям «двоек», «троек», «особых совещаний» и других внесудебных органов. В результате исполнения на местах, секретной директивы Оргбюро РКП (б) от 24 января 1919 года «Об отношении к казакам», были упразднены все области казачьих войск, а их территории на которых веками проживало казачество, были поделены между спешно созданными национально - государственными образованиями, никогда ранее в истории не существовавшими.

На протяжении целых десятилетий официальная пропаганда делала всё возможное для искоренения памяти о казачестве. После десятилетий забвения казачества, многим стало казаться, что звезда казачества, - этого вольного и мужественного племени, закатилась окончательно, что казачество исчезло «под чистую», растворилось в «единой», безродной «советской общности». К счастью, это оказалось не так.
С начала девяностых годов двадцатого века было начато, и продолжается до сих пор, возрождение и становление казачества. Этот нелёгкий процесс был начат уцелевшими в годы репрессий потомками казаков, прежде всего, для восстановления исторической справедливости - реабилитации (восстановления прав) российского казачества, возрождения сложившихся некогда форм самоуправления, сохранения традиций, обычаев и культуры.
С начала возрождения казачества прошло немногим более двадцати лет, срок для истории - мизерный. Однако уже сейчас, в процессе возрождения и становления казачества заметны некоторые тенденции, порою взаимоисключающие друг друга.
Существует мнение, особенно среди тех, кто знает о казачестве только из учебников советской общеобразовательной школы, что казачество, как чисто российский феномен, с его своеобразной культурой, особым бытом и укладом, связанным, прежде всего, якобы, с конём и регулярной службой Отечеству, навсегда отошло в прошлое, вместе с ушедшей эпохой.
А попытка возрождения казачества является, своего рода «реанимацией» - причём, искусственной, чего-то давным - давно несуществующего.
Заинтересованные в этом группы населения подобное мнение формируют и распространяют, при этом преследуя свои, в том числе - политические цели - далеко идущие планы по расчленению и уничтожению нашей Родины - России.

Казачество, действительно, чисто российское явление. Для любого, непредвзято мыслящего человека неоспоримым является тот факт, что история казачества - это по существу, история Отечества.
Появление в далёком прошлом казачества, как общности людей видящих смысл своего организованного существования в служении Родине и её национальным интересам, стало проявлением высокой политической мудрости власти (Русских Царей), востребовавшей стремление казачества служить России.
Это стремление в прошлом совпадало с интересами как самих казаков, так и государства в целом.
В настоящее время казачество, в силу различных негативных причин: (расказачивание, репрессии, геноцид и пр.) имеет совершенно иной статус чем ранее, но смысл его организованного существования - в коллективном и самоотверженном служении своему Отечеству - не ушел в прошлое, он как и прежде - на знамёнах Казачества.
Наглядный тому пример – участие казаков в вооруженных конфликтах в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Сербии, Чечне, Осетии и других местах.
Особняком стоит здесь формирование казаками – добровольцами 1-го Терского батальона имени генерала Ермолова в составе 694 мотострелковой бригады, который показал в боях на Северном Кавказе чудеса храбрости и героизма, но был расформирован по требованию наших заклятых «друзей» из Евросоюза.
Если на современном этапе государство, власть, и не только федеральная, но и местная, - региональная, правильно востребует стремление казачества служить России, то оно обязательно проявит себя с пользой для блага региона, в котором находится.
В Сибири особенно: в свете происходящей здесь ползучей китайской этнической экспансии, которая представляет, на мой взгляд, весьма серьёзную опасность и для нас, жителей южно – сибирского региона.
Поэтому, можно смело утверждать, что будущее возрождённого казачества связано с будущим всей России.
Уже только поэтой причине казачество, должно участвовать в устроении своей собственной судьбы, будущего своих детей и внуков.
В добром начинании возрождения казачества, надо прямо признать, были свои победы и свои поражения.
Что-то из задуманного получилось в большей степени, что-то - нет. Осталась масса упущенных возможностей.
Налицо искусственный раскол казачьих рядов на «реестровых» и «общественников». Это беда казачества на современном этапе.
Особо необходимо отметить то обстоятельство, что выступающие против казаков силы, не просто вставляют «палки в колёса» процесса становления казачества в России, но делают это на высоком профессиональном уровне, с завидным мастерством и постоянством.
По данным из осведомлённых источников, враги России задействуют в этом все свои силы и возможности.
Так например, действует против нас по прежнему агрессивный в своих устремлениях, Североатлантический военный блок НАТО, на одном из закрытых заседаниях которого, рассматривался вопрос «О перспективах возрождения казачества в России, угрозах демократии и стабильности в мире».
Власти же, как в центре, так и на местах, занимают выжидательную позицию, действуя по принципу: «как бы чего не вышло».
Похоже, что они накрепко усвоили один из постулатов покойного ныне Президента РФ Бориса Ельцина, который находясь в весьма приподнятом настроении изрёк однажды: "казакам всё обещать, но ничего не давать…».
Вот и получается, что нынешняя власть, эти потомки «пламенных большевиков " боится настоящего возрождения казачества в России.
Главным образом, ещё и потому, что признание казачества пострадавшим от геноцида и репрессий в советский период, неминуемо должно привести к признанию, в соответствии с нормами международного права, - за которые режим на словах так рьяно ратует, и призывает и всех нас эти права соблюдать, - преступных деяний партии верных ленинцев.
Это, в свою очередь, даст казачеству повод для реституции – возвращению утраченного: земель, имущества, зданий, архивов, возвращения исторических наименований местностям, незаконно отторгнутым за годы советской власти, а главное - прав и свобод казаков в полном объёме.
Хочется надеяться, что современные казаки, впитавшие от своих отцов и дедов отзвуки и образы Великой России, осознают своё этническое и сословное единство, преодолеют раздоры в казачьем движении, которые на руку только нашим противникам – врагам России.
И если будет создан институт существования казаков, как военно-служивого сословия, если будет введено традиционное казачье самоуправление и землепользование (сколько земель сейчас попросту пустует, и никак не обрабатывается), если будет поддержана культурная автономия казаков, то, можно будет говорить о том, что российское казачество сможет сохранить себя в непростых, порою жестких, условиях современной действительности и послужит Родине и народу, как то продолжалось веками.

Сергей Байкалов

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB