КАЗАКИ НА ЕНИСЕЕ
«…Мы будем стараться донести через средства массовой информации правду о енисейском казачестве, правду трагическую, как и трагична история всех без исключения казачьих войск, как трагична на протяжении многих веков история всего русского народа. Ныне на карте Красноярского края и Республики Хакасия, ни одного населённого пункта, имеющего статус казачьей станицы. А ведь только в Минусинском уезде их было более десятка. А всего казачье население Енисейской губернии проживало в 69-ти населенных пунктах. За годы советской власти большевицким режимом было сделано всё для того, чтобы вытравить из памяти народа, что жили-были на свете енисейские казаки, были у них свои земли, был свой, самобытный образ жизни, посвященный целиком служению своему Отечеству. Ведь, и появление в далеком 1822 году огромной Енисейской губернии, предшественницы Западно-Сибирского (с 1934 г.- Красноярского) края, произошло во многом именно благодаря трудам и заботам царских служилых людей - енисейских (красноярских) казаков. Старинный Енисейск, как и центр края – г. Красноярск, и многие-многие другие населенные пункты возникали в Сибири сначала как казачьи форпосты и караулы, и все они были основаны красноярскими или томскими казаками. Ныне об этом многие наши современники основательно этот факт подзабыли и стараются о вкладе казаков в приращении России новыми территориями не вспоминать. А ведь всё это было чуть более двухсот лет назад. По всему выходит, что есть в России некая, весьма заинтересованная сторона, которая всеми способами и средствами, и в том числе, путём замалчивания важных фактов из нашей истории, стремится стереть или приуменьшить вклад казачества в приращение Державы. По сути, - ведёт дело к тому, чтобы мы - потомки казаков, забыли свою славную историю. Смею надеяться, что такому - не бывать. Вот ещё одна быль, где главными героями, творцами истории были казаки. В этом отношении, весьма примечательным является тот факт, что потомки бывших с атаманом Ермаком Тимофеевичем, казаков, участвовали, как организованная военная сила, во многих делах по присоединению сибирских территорий к России. Несмотря на то, что судьба раскидала их по разным местам Сибири, казаки принимали участие почти во всех закладках новых форпостов, крепостей, острогов на протяжении нескольких веков, вплоть до выхода русских первопроходцев к берегам Тихого (Великого) океана. Показательна в этом отношении судьба одного из самых знаменитых участников «ермаковской эпопеи» - Гавриила Иванова. Он юнцом принимал участие в основании Тюмени, затем рубил столицу Сибири- деревянный град Тобольск, в отряде казачьего головы Даниила Чулкова ставил Пелымский, Тарский и другие сибирские крепости. Продолжая славную когорту богатырей Ермака, следует также отметить среди них и казака- черкаса, (от авт.- «черкасами» в старину на Руси именовали запорожских казаков, за их своеобразный южно-русский говор), который ходил в Сибирь с воеводой Сукиным уже в чине казачьего головы, т.е. имея довольно высокий казачий чин- казачьего головы- воинского командира и начальника всех служивых сибирских людей. Знаменитый атаман Иван Александров, служил в столице Сибири-Тобольске. Он был одним из сподвижников знаменитого Ермака Тимофеевича, после гибели в бою отважного казачьего атамана, прослужил в Сибири ещё более полувека. Причём, во время службы государю в Сибири, авторитет его был так велик, что даже дьяки «посольского приказа»- аналога тогдашнего «министерства иностранных дел» в Москве, именовали его в своих списках и документах не иначе, как «Сподвижник Ермака Тобольского града атаман Иван Александров». Другой участник похода Ермака Тимофеевича в Сибирь, казак Гаврила Ильин, в конце своей жизни возглавлял сотню «старых казаков» в Тобольске, а другой участник «сибирского взятия»,- казак Алексей Галкин, стал казачьим атаманом в городе Берёзове. Замечу, что все его четыре сына также были казаками и принимали участие в основании Енисейского острога и города Енисейска. Они имели здесь значительные земельные наделы на «Галкиной речке», в районе современного города Лесосибирска. Замечу, что связь между казаками Ермака, и их прямыми потомками, прослеживается постоянно на протяжении десятилетий не только в связи с основанием Енисейского острога и окрестных земель, но и в части покорения Сибирских территорий вообще. Из истории известно, что ещё в 1570—1580 годы, отряды русских землепроходцев, казаков, полярных мореходов при своём движении «встречь солнцу», создали за полярным кругом, в нижнем течении реки Таз близ Обской губы, мощный форпост: город-крепость, хорошо известную в исторических хрониках, как «златокипящая Мангазея, богато украшенная, благословенная царская вотчина». В 1600 году, сюда был послан отряд казаков, под командованием князя Мирона Шаховского и воеводы Димитрия Хрипунова с наказом: «поставить здесь рубленый город». Мангазея – это был плод трудов плоть от плоти русского народа, начиная от безымянных первопроходцев: русских купцов, казаков, стрельцов, ремесленников и трудолюбивых крестьян. Именно они, своим трудом и талантом освоили весь русский Север, начиная от Олонца и до Каменного Пояса (Урала). А далее - освоили всю Сибирь до берегов Тихого океана, творениями своих талантливых голов и рук украсили землю: в Великом Устюге, Каргополе, Вологде, Туре, Тобольске, Тюмени, Енисейске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и многих-многих других местах… О великой сибирской реке Енисей русские люди знали ещё в четырнадцатом веке. Так, в грамоте русского царя Бориса Годунова, сказано о дороге в Сибирь и «енисейском волоке»* на реку Енисей. Вероятно, название «Енисей», в форме «ениде-зи», «ензя- ям» русские вполне могли перенять от ненцев, которые в свою очередь, в несколько искаженной форме, могли заимствовать это наименование от селькупов или эвенов, добавив лишь своё окончание – «ям» - река. Территория правобережья была заселена изначально разными племенами: тубинцами, маторами, камасинцами, койбалами… У эвенков, проживавших в бассейне Енисея ниже устья Ангары, река именовалась немного по иному: «Еоанеси», в значении этого наименования - «большая, глубокая, могучая река». Собственно, река Енисей и является таковой до сих пор. Ещё в глубокой древности, в «Сокровенном сказании» 1240 года и в сочинении Рашидад – дина (13-14 век), также упоминается о сибирском исполине - Енисее. Причем, прямо указано, что в системе рек Секиз-Мурен, т.е. «восьмиречья», главной рекой этой территории является река «Кем», или, иначе говоря, - Енисей. Название реки в древности у них имело подобный же смысл - «полноводный», «главный» путь. Тунгусы в старину также именовали эту реку : «Кем – ма», в значении: « полноводный путь, большая река». Таким образом, с выходом отрядов сибирских казаков из бассейна реки Обь на реку Енисей через «волока»* в районе Туруханска, Караула и Волочанки, начинается освоение русскими новых сибирских территорий, расположенных в бассейне реки Енисей и его притоков. И сколько бы веков не прошло с тех пор, надо помнить, что именно «государева служилая рать» основала здесь в 1600-1607 годах свои первые зимовья и остроги. Мангазея, Енисейск и Красноярск и явились той базой, на которой окрепло енисейское казачество, также внёсшее свой весомый вклад в годы «славного сибирского взятия» и присоединение новых сибирских территорий к Руси.
Сергей Байкалов г. Абакан
|