Спасибо Армаю за предоставленные материалы по истории взаимоотношений между инородцами и казаками, в местах их проживания: в Таштыпе и Моноке. Ещё раз убедился, насколько важным был "земельный" вопрос. Как был больной вопрос в старину, таким он и остался до настоящего времени. Становится ещё более понятным стремление казаков ЕКВ о переселении в Туранскую степь Урянхайского края, которое они высказывали неоднократно. Ниже предлагаю материал на эту же тему, возможно он кому-то из читателей будет интересен:
Героическая история казачества – наше славное прошлое – неотъемлемая часть Великой истории Великой страны. Возникнув вследствие естественно – исторического процесса много веков назад, казачество, в результате длительной историко-общественной эволюции сформировалось, как уникальнейший социальный и культурный феномен не только русской, но и всей мировой истории и культуры. Возникнув на южных просторах т. н. Дикого Поля, первые общины казаков были по-настоящему демократическими общественными объединениями.Всему миру известны многие славные страницы казачьей истории: это и вековая ожесточенная борьба донских казаков с многочисленными войсками Османской империи, взятие Азова в 1637 году, знаменитое «Азовское осадное сидение» 1641 года. История сохранила для нас сведения об отчаянных морских походах к турецкому побережью, с целью захвата нескольких оттоманских портов, и освобождение многих тысяч русских невольников из турецкого рабства. Особняком стоит участие казачества во всех без исключения войнах, которые вела Россия в XVIII – XX веках: в Семилетней войне, русско-турецких войнах XVIII века, в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии, Крымской войне 1854 года, русско-турецкой войне 1877-1878 годов, Русско-японской 1904-1905 годов, Первой Мировой 1914-1918 годов, наконец, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Следует отметить, что казаки, как организованная военная сила неоднократно принимали участие в восстаниях и народных волнениях в XVIII – XX веках, а руководителями этих поистине народных движений, были, как правило, казаки: И. И. Болотников, С. Т. Разин, К. А. Булавин, Е. И. Пугачев. Думаю, правильнее было – бы называть все эти восстания и волнения казачье-крестьянскими войнами за свободу и против притеснения народа царскими вельможами всех мастей..
Поистине неоценим вклад казачества в освоение Сибири и Дальнего Востока. Казачьи ватаги во главе с Ермаком Тимофеевичем, В. Д. Поярковым, В. В. Атласовым, С. И. Дежнёвым, Е. П. Хабаровым и многими другими землепроходцами частью отвоевали, а частью, в ходе тяжелейшей военно-хозяйственной колонизации, освоили огромные сибирские просторы, вышли на берега Тихого океана, проникли на Аляску и Калифорнию. Движение русичей «встреч солнцу» состоялось во многом благодаря многим тысячам известных и безымянных казаков-первопроходцев. Именно благодаря казакам, границы Российской державы простерлись вплоть до Тихого океана, и вся Восточная Сибирь, говоря словами нашего земляка, поэта, бывшего атамана Минусинского казачьего округа А.Д. ЕСИПОВА- Ярослава Златунина, «навеки стала русской»...
ПОВЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬСТВА СИБИРСКИМ КАЗАКАМ: "Иметь всетвердую и крепкую осторожность, и, буде где, паче чаяния, и от чего Боже сохрани! будет приход неприятельских людей, или воровское их неприятельское собрание в каких-либо местах внутрь или близ Российских жилищ и ясачных волостей и об их шалостях уведано будет, то за таким злохитрым, ветренным, легкомысленным, необдуманным неприятелем, не упуская ни мало времени, чинить всекрепкия вооруженною рукою поиски и воинские отпоры".
ОНИ ПРИШЛИ В ТАШТЫП ЗА ПЕРВЫМИ ПОСЕЛЕНЦАМИ...
Бродившие в окрестностях станицы Таштып медведи и волки представляли довольно серьезную опасность для скота всех местных жителей. Правда, скот иногда пропадал и по совсем другой причине. Вот об этом и пойдёт речь в предлагаемом форумчанам материале.
...Состоящий при Таштыпском карауле за капрала казак Шахматов в своём рапорте от 9 января 1791 года сообщал следующее: Отставной казак Петр Еремеев принес ему жалобу на ясачного татарина Каргинской волости Кузнецкого ведомства Ильгома Котомаева. Котомаев украл у казака ночью со двора буланого мерина и увел этой же ночью к себе на речку Тею, в расстояние 20 вёрст от Таштыпа в юрту к своему отцу «с намерением тем, чтобы того мерина в удобное время убить до смерти и употребить в пищу». Казак Еремеев поехал догонять воров с 4-мя казаками «и по приезде на оную (речку) просил он Еремеев, Верхотомской волости башлыка по прозванию Семенека и Каргинской волости кнезца Василея Карталакова, которыми Ильгом испрашиван был и напервой делал запирательство, а потом и принес повинную, что точно та лошадь им была «в ночи покрадена и отведена от юрты версты с две в высокую гору», где лошадь и нашли потом. Кроме того, Ильгом показывал, «что лошадь покрадена... умышленно единственно для пищи» вместе с татарином Кадьяком Кочуковым, «который, не доходя Таштыпа с версту, … дожидался его». Отец Ильгома, «Котомай, про ту покраденную лошадь был сведом, ...при отъезде его Ильга от татарина Кочука было приказано, как ему Ильгу, а так же и сыну его Кадьяку Кочукову, будучи в Таштыпе покрасть… у казаков лошадь и привести в юрты и употребить в пищу». Из допроса видно, что «он, Ильга наперво заперся, а потом по приказанию того кнезца несколько раз был ударен плетью, то и принужден был объявить об оном... наперед же сего он Ильга как лошадей, так и рогатого скота ни у кого не крадывал. И ни за кем того не знает».
Из того же рапорта видно, что «у казака Никиты Юшкова в прошлом году в июле месяце был в поле воровски в ночи пойман арканом Каргинской волости татарином Карагашем Афонасьевым жеребёнок, и по поимке был резан ножом в горло, но не до смерти... Уезжав в поле той же ночью тот же татарин Афонасьев поймал другого жеребенка, и зарезав его до смерти, мясо увез в юрту свою на речку Курлугаш». Кража лошадей для употребления их мяса в пищу свидетельствует о вкусовых пристрастиях и традициях местных инородцев. А ещё она свидетельствует о бедности и нравах живших по притокам Абакана кузнецких и аскызских татар - воровство скота друг у друга среди инородцев в Минусинском уезде процветало…
Между тем, существовали здесь и другие серьезные проблемы. 21 ноября 1902 г. на заседании Минусинского уездного комитета был заслушан доклад инородца Абаканской инородческой управы Г. П. Чаркова, который привел многочисленные факты и такого вот бедствия, которым страдало почти все местное население. На повестке дня стояла ликвидация трахомы, бруцеллеза, малярии, которые бушевали среди коренного населения Минусинской котловины. И часто бывало, что распространение инфекции было напрямую связано с особенностями быта местного населения - предков современных хакасов. Например, широкое распространение трахомы - инфекционного заболевания глаз, которым страдали поголовно многие жители инородческих улусов, было прежде всего связано с несоблюдением элементарных правил личной гигиены и почти поголовным проживанием многих семей аборигенов в юртах, где было сильное задымление помещений от открытых очагов, служивших как для отопления, так и для приготовления пищи.
Следующий документ, также любезно предоставленный автору В.А. Паршуковым, интересен тем, что называет фамилии казаков, поселившихся в Таштыпе вслед за первыми поселенцами, которые, к сожалению, не были известны даже многим историкам и краеведам. Чтобы восполнить пробел в истории основания Таштыпа хочется назвать в этой публикации их имена. Сообщив имя казака Сидора Лалетина, думаю, что ответил на вопрос нашего земляка Валерия Гавриловича Лалетина из Москвы, который давно искал информацию о том, когда его предки появились в Таштыпе (см. статью «Снова о казаках Лалетиных» в газете «Земля таштыпская» № 7 от 26 января 2010 г.).
Казаки Лалетины появились в Таштыпе вслед за первыми поселенцами. Согласно, архивным документам на 1780 год (а фактически и раньше), казак Сидор Лалетин уже проживал в станице Таштыпской. Минусинского округа. А другой Лалетин, которого звали Алексей - видимо его родственник, был в это же время кузнецом в соседнем с Таштыпом казачьем карауле Монок. К нему обратился с просьбой отремонтировать ружье инородец «ясачный Каргинской волости Чибежек Кокошников». У Кокошникова «ружье хотя и стреляло, но в цель не попадало». Кузнец был хорошим специалистом своего дела, и ему удалось исправить неисправность ружья Кокошникова за восемьдесят копеек… (Замечу, что деньги по тем временам не малые).
Казак Алексей Лалетин являлся одним из первых кузнецов в Моноке. Возможно это простое совпадение, но интересно, что кузнецом был и отец Валерия Гавриловича Лалетина. Видимо, даже спустя несколько столетий, не перевелась у казаков Лалетиных, заложенная в них природой сметка, сила и способности к этому нелегкому мужскому ремеслу.( прим. С.Б. это совершенно точно. В 70-80 г.г. в том же самом Моноке работал токарем-сварщиком-слесарем ещё потомок казаков Лалетиных - Фёдор Андреевич Лалетин).
Имена Таштыпских казаков в 1780-1790 годах уже проживавших в станице дошли до нас благодаря неутомимой деятельности краеведа-исследователя истории енисейских казаков В.А. Паршукова из Симбирска (ныне Ульяновска) обнаружившего сей интересный документ в архиве: «рапорт покраденных у служивых казаков Таштыпского поста в период с 1780 — по 1790 год ... лошадей и рогатого скота: У казака Сидора Лалетина 1 коня 2 коровы; Ивана Юшкова 1 малого коня; Михаила Потылицына 2 коня 1 корова; Ивана Юшкова 3 коровы; Тимофея Шахматова 2 коня, 1 кобылу 1 быка; Семена Карагатова 2 коня, 2 кобылы 9 скотин; Козьмина 1 кобыла 2 скотины; Тимофея Зырянова 2 рыж. кобылы 1 корова; Петра Смолянинова 1 бул. конь, 1 кобыла; Гаврилы Потылицына 2 коня, 2 кобылы; Степана Козьмина 3 коня, 1 пегая кобыла; Гаврилы Еремеева 1-го коня и 2 скотины; Павла Шахматова 3 коня 2 скотины; Гаврилы Юшкова 2 мерина, 3 кобылы; Никиты Юшкова 2 мерина, 2 кобылы 2 жеребенка; Ивана Каргополова 1 конь, 2 кобылы 2 скотины; Итого: 45 лошадей и 25 разных скотин»…
Выяснилось, что среди первых русских жителей, служилых людей Красноярского острога и Красноярского уезда в XVII-XVIII вв. встречалось много лиц по фамилии Лалетины. Отмечу, что в архиве есть материалы под общим наименованием: «Книги именные Красноярского острогу детям боярским и подьячим, атаманам и конным и пешим черкасом и московским стрельцом ружником и оброчником з денежными оклады ко 7170 (1662) году» (РГАДА. Ф. 214., Оп. 3., Кн. 438., Л. 312-326.)
Так вот, в них записано уже шесть казаков Лалетиных: пеший пятидесятник Мишка Климов Лалетин, конный десятник Панкрашка Семенов Лалетин, конные рядовые служилые люди - Якунка Олексеев Лалетин, Лазарко Федоров Лалетин, пеший казак Микитка Ондреев Лалетин, и из отряда рядовых черкас (пеших запорожских казаков) и московских стрельцов - Ивашко Семенов Лалетин.
Эти же люди учтены в «Переписной книге Красноярска и уезда 180 (1671) года» (РГАДА. Ф. 214., Оп.1., Кн. 566, Л. 162-213.). Со временем, некоторые из них стали нести службу в Караульном, Абаканском и Саянском острогах, Таштыпском, Арбатском и других форпостах и отъезжих караулах. После первой ревизии Российской империи 1719-22 гг., по результатам которой в Красноярске насчитывалось уже 15 семей, а в них 64 души мужского пола по фамилии Лалетин. (Женский пол в первых «ревизских скасках», к сожалению, по каким-то причинам не учитывался…
Позднее штат казаков Красноярского острога был существенно сокращен, многие служилые люди были переведены охотниками на новую пограничную линию в Сибири. Или ушли из Красноярска на юг, на земли будущего Минусинского округа (уезда), с тем, чтобы прокормиться крестьянским трудом. Среди таких вот «разночинцев», вынужденно покинувших Красноярск, также было много лиц по фамилии Лалетины. Что касается происхождения фамилии Лалетины и местности, откуда они могли прийти в Краснóй Яр, мне представляется наиболее правдоподобной версия их поморского происхождения. Родиной Лалетиных, скорее всего, являются окрестности города Лальска на реке Лале. Ныне это территория современной Кировской области. В подтверждение данной версии в архивах имеются выписки из т.н. «Таможенных книг Московского Государства» (Таможенные книги Московского государства XVII века. Том I. Северный речной путь. Устюг Великий. Сольвычегодск. Тотьма в 1633-1636 гг. Под редакцией А.И. Яковлева. Издательство АН СССР. Москва-Ленинград. 1950.):
Среди этих списков фамилий и имен есть и имена казаков, основавших Таштып. Ведь спустя десять и более лет со дня основания казацкого форпоста на берегах Таштыпа, они всё также так же продолжали жить в станице. Возможно, что среди выше перечисленных, были и дети основателей Таштыпа. Кстати, и фамилии остальных первопоселенцев также присутствуют. От Зыряновых — Тимофей. Кузьминых даже два: Степан, а имя другого – Иван. Юшковых же четыре "ревизских" души : Никита, Гаврила и два Ивана. Шахматов — Тимофей. И Смолянинов — Петр...
А теперь подробнее о жалобе, в связи, с чем и упоминался кузнец Алексей Лалетин. Из ордера 20 октября 1792 г. дозорщику Абаканской границы казачьему сотнику Муруеву, становится ясно, с какой жалобой обратился к кузнецкому окружному земскому исправнику ясачный Каргинской волости Чибежек Кокошников. Кокошников взял у живущего в этой местности отставного казака Ивана Антонова ружье для охоты за белкой за 10 рублей, причем дал Антонову 4 рубля задатку. Кокошников, «у которого ружье хотя и стреляло, но в цель не попадало, для исправления этой неисправности поехал в Монуцкий форпост ( ныне это с. Большой Монок Бейского района) к местному кузнецу – казаку Алексею Лалетину». Кузнец отремонтировал ружье за 80 копеек. В это время к Лалетину зашел житель той же деревни «казак Иван Егоров сын Макаров», который отвернул от ружья замок и потребовал у Кокошникова двадцать копеек долга, которых у него не оказалось.
В результате этого ясачный Кокошников лишился ружья и возможности вести звериный промысел, а на платеж налога (ясака) вынужденно брал деньги у «посторонних ясачных…». Весьма интересно продолжение этой истории. Так, согласно документа, поступившему к дозорщику Абаканского участка русско-китайской границы, Маруев должен ружье Кокошникову вернуть исправным, «...а, за самовольное отнятие ружья у ясашного татарина Кокошникова Монуцкого форпоста Саянской крепости казака Макарова при собрании всей команды поста жестоко наказать палачом. Да и впредь до таковых неустройств и непорядков, состоящих в ведении твоем казаков не допущать». Под текстом ордера имеется отметка «27 ноября 1792 г. по повелению правительства казаку Макарову… наказание исполнено».
НАКАЗ КРАСНОЯРСКОГО ВОЕВОДЫ ПОГРАНИЧНОМУ ДОЗОРЩИКУ АБАКАНСКОЙ ГРАНИЦЫ
" Абаканской границы пограничному дозорщику красноярскому сыну боярскому Иконникову С получением сего имеешь ты находящихся тамо вверх реки Енисея в разных деревнях по приложенному у сего именному списку салдацких и казачьих детей всех без остатку чрез нарочного посланного от тебя надежного казака собрать как тому казаку и подтвердить не оставляя ни одного человека привесть в Красноярск с собою и объявить в здешнюю канцелярию в наискорейшем времени и неотменно будущего июля и в "1" числах опасаясь за неисполнение штрафа. Список кого следует выслать в комендантскую канцелярию солдацких и казачьих детей значит под сим, а именно: Прокопия Алексеева сына Сипкина - дер. Амалинской Михаила Козмина Полошлетина - дер. Сырской Петра Силеверстова Монастыршина - дер. Каптыревой Анофея Иванова Сипкина - дер. Арбацкой Михаила Семенова Глубокова - дер. Арбацкой Леонтия Герасимова Седельникова - дер. Арбацкой Петра Дмитриева Бутина - дер. Арбацкой Ивана Яковлева Сипкина - дер. Арбацкой Федора Алексеева Черепова - дер. Ойской Николая, Ивана Ивановых Суденишниковых - дер. Ойской Осипа Васильева Садовского - дер. Ойской Алексея Петрова Шошина - дер. Ойской Михаила Степанова Иконникова - дер. Чаблахтинской отставных казаков: Бориса Андреева Катцына - дер. Катцыниной Ивана Федорова Кожуховского - дер. Онашинской Ивана Игнатьева Ошарова - острог Абаканский Алексея, Степана Яковлевых Соловьевых - дер. Белыцкой Гаврилу Иванова Медведева - дер. Бирской Ивана Дмитриева Ворошилова дер. - Койской Василия Иванова Терятьева дер. - Монуцкой Василия Андреева Чанчикова - дер. Арбацкой Михаила Иванова Песегова - дер. Анисимовой Кондратия Лукина Солдатова - дер. Каптыревой Николая Иванова Шахворостова - дер. Каптыревой Степана, Матфея Федоровых Каргаполовых - дер. Таштыпской Козму, Афанасея Степановых Ермолаевых - дер. Шунерской Федора Дмитриева Вычуженина - дер. Бирюсинской и того по прилагаемому списку тридцать один человек.
Мая 22 дня 1785 года Подполковник Иван Брикгаузен" (орфография документа сохранена)