Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 28 мар 2024, 21:12

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]


Правила форума


Братья казаки !

Форум енисейских казаков – это свободная дискуссионная площадка.

Здесь, как на казачьем майдане в старину, есть место разным мнениям, полемике и критике.
Как и в старину, обсуждению подлежат все вопросы, касаемые казачества, нашей жизни в современном мире.

На форуме недопустимо употребление матерных и оскорбительных слов, недопустимы высказывания против Православия и матери нашей – Русской Православной Церкви.

Требуется уважительное отношение к государству Российскому, Патриарху всея Руси, Главе государства. При критике государственных должностных лиц, Войсковых Атаманов Казачьих Войск, недопустимы хамство, клеветнические наветы, неуважительное отношение к должности и чину.

Эти же правила необходимо соблюдать и при общении казаков друг с другом.

Не желающие соблюдать требования казачьей этики, с форума немедленно удаляются.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 443 ]  На страницу Пред.  1 ... 25, 26, 27, 28, 29, 30  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 03 дек 2018, 04:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 авг 2018, 04:50
Сообщений: 62
Спасибо за ответ и прошу простить, промахнулся веткой. Исправлюсь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 03 дек 2018, 04:21 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Роман Александрович писал(а):
Спасибо за ответ и прошу простить, промахнулся веткой. Исправлюсь.

Роман Александрович - :v: не забижайтись - быть добру!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 23 дек 2018, 03:35 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 24 дек 2018, 22:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
Выходит, не желали монокские казаки в те годы ничего общего иметь с жидами...
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ по : БОНДАРЕВО - ИУДИНА ДЕРЕВНЯ - ИУДИНО
В 1830 году– была основана Иудина деревня под названием «Обетованная» весной иудеями - выходцами из Воронежской губернии.
Историческая справка:
Существует целый ряд исторических документов, подтверждающих, что деревня Иудино была основана на землях, уступленных переселенцам из Воронежской и Орловской губерний крестьянскими обществами дер. Табатской (ныне с.Табат) и Монуцкого форпоста (ныне с. Большой Монок) Минусинского округа в 1830 году. Первоначально поселение было названо этими переселенцами «деревней Обетованной». В Красноярском краевом архиве в делах Енисейской казенной палаты находится дело за № 85 под заглавием «План земель уступленных по речке Сосе от ясачного татаровья- племени сагаев соединенных разнородных племен во владение крестьян получивших вольную от графа Кулешова-Безбородко для заселения деревни Обетованной».
В Минусинском госархиве также хранится подобное дело за № 167 «О приисканиях для заселения земли переселенцами», отпущенным на волю графом Кулешевым-Безбородко на речке Сосе с 12 января 1830 года. Дело открывается письмом губернского чиновника г-на Александра Кузьмина: «Отпущенные на волю графом Кулешевым- Безбородко крестьяне мужского и женского пола (всего - 84 души) в поданном на мое имя прощении пишут, что они проживают в Шушенской волости между деревнями Маноком и Табатом Минусинского округа Енисейской губернии на речке Сосе и желают на оном месте заселиться домами, почему и просят у начальства на предмет сей дозволения».
Очень похоже, что эти переселенцы по приезде на место иудейскую веру тщательно скрывали и от уездного начальства и от православных местных жителей. Однако позднее православное духовенство и и полиция донесли губернатору, что «…обетованцы исповедуют веру иудейскую и молоканскую». Шушенский волостной голова г-н Шелестов, 12 февраля 1830 года представил г-ну Кузьмину приговоры (решения сходов жителей) крестьян и казаков деревень Табата и Манока об их согласии уступки для основании на землях этих сельских обществ новое поселение - деревню Обетованную. Позднее выяснилось, что крестьяне-переселенцы были «отпавшими» от православной веры сектантами – «молоканами» и «субботниками», получившими такое название от празднования субботы, а также являющимися приверженцами иудаизма, почитающими Ветхий Завет и проповедующими иудейскую веру. В конце 40-х годов XVIII века по указу «Енисейской казенной палаты» в деревню «Обетованная» переселяются несколько семей из сектантов-молокан из новопоселенцев Зеледеевской волости Красноярского уезда. И впредь по указу Енисейского губернатора она именуется деревней Иудиной или Иудино. Уже в советское время, по многочисленным просьбам жителей в 1956 г. Иудино переименовано в с. Бондарево.
Что касается самого Бондарева, то оный Тимофей Михайлович Бондарев родился 03.04.1820 г. в имении помещика Чернозубова – Нижне- Черкасского округа Области Войска Донского. Он рано научился читать. В то время ему случайно попалась в руки запрещенная книга А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга. якобы, потрясла юношу своей правдивостью, и он стал высказывать смелые мысли об отмене крепостного права. За это помещик Чернозубов сдал Тимофея Бондарева в солдаты, но и здесь вольнолюбивые высказывания привели к тому, что Бондарева, находящегося на войне с горцами, отдали под суд, и как государственного преступника приговорили к пожизненной ссылке в Сибирь. Вместе с семьей в 1867 году он поселился в деревне Иудиной Бейской волости Минусинского округа, населенной преимущественно иудеями, молоканами и субботниками. Жители её были поголовно не грамотными. Грамоту знали только начетчики сект молокан и субботников.
Т.М. Бондарев открыл школу грамоты и был бессменным учителем многих крестьянских детей. С 1867 – 1898 гг. Тимофей Михайлович работал над рукописью под названием «Торжество земледельца, или трудолюбие и тунеядство». Главная мысль Бондарева состоит в том, что земледельческий «хлебный труд» должен быть признан основным религиозным законом жизни.
Данные ПО МОНОКУ:
Освоение просторов в бассейне реки Енисей и его притоков, началось в первой половине семнадцатого века вольными людьми-русскими казаками. Именно в эти годы начинается присоединение территории к Русскому государству. В 1601-1607 годах казаками поставлены Туруханское и Мангазейское зимовья, а в 1618–1619 годах Енисейский, и в 1628 году – Красноярский острог, который иногда именуют также и Новокачинской крепостью. После подписания Буринского (1727 г.) договора с Китайской Империей о сферах влияния и установлением демаркационной линии русско-китайской границы, на юге Сибири возникают казачьи посты и караулы для охраны присоединённой территории: Арбатский, Таштыпский, Монакский, Саянский, Бузуновский, Каратузский (Шадатский), Усть–Ойский, Кебежский, Нарыссогойский и ряд других. Так, летом 1707 года, казаки ставят Абаканский острог, в районе горы Туран, что находится на правом берегу реки Абакан. В лето 1717 года, казаки основали ещё один опорный пункт – острог Саянский, поставленный на правом берегу Енисея по прямому указанию российского императора-реформатора Петра Первого.
Постепенно, рядом с основанными казаками форпостами и караулами, начинают образовываться первые поселения, т.к. казакам предписано: «…никуда вдаль от постов не отлучаться, и исполнять свои обязанности исправно и аккуратно». Позднее, распоряжением тобольского генерал-губернатора, генерал – поручика Чичерина, всем красноярским казакам выделены земли в местах постоянной дислокации караулов, как сказано в тексте документа: «…для проживания и обзаведения домами с семействами, при занимаемых ими оных караулах…».
Одним из таких мест, где казаками был основан сторожевой пост-пикет, стала «Байкалова деревня», расположенная в месте слияния реки Абакан и речки Монок». Данное поселение было основано красноярскими казаками Иваном Байкаловым, Семёном Терсковым, Егором Макаровым и Василием Ермолаевым, посланными в очередную «годовую командировку» на границу с Джунгарией.
По свидетельству известного учёного–путешественника Палласа: «…деревня, расположенная из трёх дворов, стоит на правом берегу Абакана и называется Байкаловой, по имени одного из своих основателей. В архивном источнике, датированном 1759 годом, так называемом «Атласе полуденной части Сибирской губернии», выполненном поручиком Яковом Уксусниковым, Монуцкий (Монокский) и Таштыпский (Таштынский) караулы, также нанесены на карту, и значатся «отъезжими казачьими караулами».
Таким образом, временем появления первых казаков здесь следует считать 1755-1759 г.г.. Вероятно, что это и были первые жители Монокского форпоста (Байкаловой деревни) , основавшие поселение на удобном месте, для оберегания границы: Байкалов, Ермолаев, Макаров и Терсков...
• Так, известный в прошлом учёный Н.Ф. Катанов в одной из своих работ в 1899 г. писал: " К первым русским селениям Минусинской котловины целиком относятся Арбаты, Таштыпъ, Табатъ, Манокъ и Заводъ ...".

• Однако это свидетельство никак не отменяет то обстоятельство, что неподалеку от основанных казаками пограничных форпостов, расположенных в Минусинской котловине, могли быть расположены кочевия -улусы инородцев - предков совр. хакасов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 30 дек 2018, 23:33 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Еще немного истории
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 07 янв 2019, 22:58 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Армай писал(а):
Еще немного истории

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 08 янв 2019, 22:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
Спасибо Армаю за предоставленные материалы по истории взаимоотношений между инородцами и казаками, в местах их проживания: в Таштыпе и Моноке. Ещё раз убедился, насколько важным был "земельный" вопрос. Как был больной вопрос в старину, таким он и остался до настоящего времени. Становится ещё более понятным стремление казаков ЕКВ о переселении в Туранскую степь Урянхайского края, которое они высказывали неоднократно. Ниже предлагаю материал на эту же тему, возможно он кому-то из читателей будет интересен:

Героическая история казачества – наше славное прошлое – неотъемлемая часть Великой истории Великой страны. Возникнув вследствие естественно – исторического процесса много веков назад, казачество, в результате длительной историко-общественной эволюции сформировалось, как уникальнейший социальный и культурный феномен не только русской, но и всей мировой истории и культуры. Возникнув на южных просторах т. н. Дикого Поля, первые общины казаков были по-настоящему демократическими общественными объединениями.Всему миру известны многие славные страницы казачьей истории: это и вековая ожесточенная борьба донских казаков с многочисленными войсками Османской империи, взятие Азова в 1637 году, знаменитое «Азовское осадное сидение» 1641 года. История сохранила для нас сведения об отчаянных морских походах к турецкому побережью, с целью захвата нескольких оттоманских портов, и освобождение многих тысяч русских невольников из турецкого рабства. Особняком стоит участие казачества во всех без исключения войнах, которые вела Россия в XVIII – XX веках: в Семилетней войне, русско-турецких войнах XVIII века, в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии, Крымской войне 1854 года, русско-турецкой войне 1877-1878 годов, Русско-японской 1904-1905 годов, Первой Мировой 1914-1918 годов, наконец, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Следует отметить, что казаки, как организованная военная сила неоднократно принимали участие в восстаниях и народных волнениях в XVIII – XX веках, а руководителями этих поистине народных движений, были, как правило, казаки: И. И. Болотников, С. Т. Разин, К. А. Булавин, Е. И. Пугачев. Думаю, правильнее было – бы называть все эти восстания и волнения казачье-крестьянскими войнами за свободу и против притеснения народа царскими вельможами всех мастей..
Поистине неоценим вклад казачества в освоение Сибири и Дальнего Востока. Казачьи ватаги во главе с Ермаком Тимофеевичем, В. Д. Поярковым, В. В. Атласовым, С. И. Дежнёвым, Е. П. Хабаровым и многими другими землепроходцами частью отвоевали, а частью, в ходе тяжелейшей военно-хозяйственной колонизации, освоили огромные сибирские просторы, вышли на берега Тихого океана, проникли на Аляску и Калифорнию. Движение русичей «встреч солнцу» состоялось во многом благодаря многим тысячам известных и безымянных казаков-первопроходцев. Именно благодаря казакам, границы Российской державы простерлись вплоть до Тихого океана, и вся Восточная Сибирь, говоря словами нашего земляка, поэта, бывшего атамана Минусинского казачьего округа А.Д. ЕСИПОВА- Ярослава Златунина, «навеки стала русской»...

ПОВЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬСТВА СИБИРСКИМ КАЗАКАМ: "Иметь всетвердую и крепкую осторожность, и, буде где, паче чаяния, и от чего Боже сохрани! будет приход неприятельских людей, или воровское их неприятельское собрание в каких-либо местах внутрь или близ Российских жилищ и ясачных волостей и об их шалостях уведано будет, то за таким злохитрым, ветренным, легкомысленным, необдуманным неприятелем, не упуская ни мало времени, чинить всекрепкия вооруженною рукою поиски и воинские отпоры".

ОНИ ПРИШЛИ В ТАШТЫП ЗА ПЕРВЫМИ ПОСЕЛЕНЦАМИ...

Изображение
Бродившие в окрестностях станицы Таштып медведи и волки представляли довольно серьезную опасность для скота всех местных жителей. Правда, скот иногда пропадал и по совсем другой причине. Вот об этом и пойдёт речь в предлагаемом форумчанам материале.
...Состоящий при Таштыпском карауле за капрала казак Шахматов в своём рапорте от 9 января 1791 года сообщал следующее: Отставной казак Петр Еремеев принес ему жалобу на ясачного татарина Каргинской волости Кузнецкого ведомства Ильгома Котомаева. Котомаев украл у казака ночью со двора буланого мерина и увел этой же ночью к себе на речку Тею, в расстояние 20 вёрст от Таштыпа в юрту к своему отцу «с намерением тем, чтобы того мерина в удобное время убить до смерти и употребить в пищу». Казак Еремеев поехал догонять воров с 4-мя казаками «и по приезде на оную (речку) просил он Еремеев, Верхотомской волости башлыка по прозванию Семенека и Каргинской волости кнезца Василея Карталакова, которыми Ильгом испрашиван был и напервой делал запирательство, а потом и принес повинную, что точно та лошадь им была «в ночи покрадена и отведена от юрты версты с две в высокую гору», где лошадь и нашли потом. Кроме того, Ильгом показывал, «что лошадь покрадена... умышленно единственно для пищи» вместе с татарином Кадьяком Кочуковым, «который, не доходя Таштыпа с версту, … дожидался его». Отец Ильгома, «Котомай, про ту покраденную лошадь был сведом, ...при отъезде его Ильга от татарина Кочука было приказано, как ему Ильгу, а так же и сыну его Кадьяку Кочукову, будучи в Таштыпе покрасть… у казаков лошадь и привести в юрты и употребить в пищу». Из допроса видно, что «он, Ильга наперво заперся, а потом по приказанию того кнезца несколько раз был ударен плетью, то и принужден был объявить об оном... наперед же сего он Ильга как лошадей, так и рогатого скота ни у кого не крадывал. И ни за кем того не знает».
Из того же рапорта видно, что «у казака Никиты Юшкова в прошлом году в июле месяце был в поле воровски в ночи пойман арканом Каргинской волости татарином Карагашем Афонасьевым жеребёнок, и по поимке был резан ножом в горло, но не до смерти... Уезжав в поле той же ночью тот же татарин Афонасьев поймал другого жеребенка, и зарезав его до смерти, мясо увез в юрту свою на речку Курлугаш». Кража лошадей для употребления их мяса в пищу свидетельствует о вкусовых пристрастиях и традициях местных инородцев. А ещё она свидетельствует о бедности и нравах живших по притокам Абакана кузнецких и аскызских татар - воровство скота друг у друга среди инородцев в Минусинском уезде процветало… Изображение
Между тем, существовали здесь и другие серьезные проблемы. 21 ноября 1902 г. на заседании Минусинского уездного комитета был заслушан доклад инородца Абаканской инородческой управы Г. П. Чаркова, который привел многочисленные факты и такого вот бедствия, которым страдало почти все местное население. На повестке дня стояла ликвидация трахомы, бруцеллеза, малярии, которые бушевали среди коренного населения Минусинской котловины. И часто бывало, что распространение инфекции было напрямую связано с особенностями быта местного населения - предков современных хакасов. Например, широкое распространение трахомы - инфекционного заболевания глаз, которым страдали поголовно многие жители инородческих улусов, было прежде всего связано с несоблюдением элементарных правил личной гигиены и почти поголовным проживанием многих семей аборигенов в юртах, где было сильное задымление помещений от открытых очагов, служивших как для отопления, так и для приготовления пищи.
Следующий документ, также любезно предоставленный автору В.А. Паршуковым, интересен тем, что называет фамилии казаков, поселившихся в Таштыпе вслед за первыми поселенцами, которые, к сожалению, не были известны даже многим историкам и краеведам. Чтобы восполнить пробел в истории основания Таштыпа хочется назвать в этой публикации их имена. Сообщив имя казака Сидора Лалетина, думаю, что ответил на вопрос нашего земляка Валерия Гавриловича Лалетина из Москвы, который давно искал информацию о том, когда его предки появились в Таштыпе (см. статью «Снова о казаках Лалетиных» в газете «Земля таштыпская» № 7 от 26 января 2010 г.).
Казаки Лалетины появились в Таштыпе вслед за первыми поселенцами. Согласно, архивным документам на 1780 год (а фактически и раньше), казак Сидор Лалетин уже проживал в станице Таштыпской. Минусинского округа. А другой Лалетин, которого звали Алексей - видимо его родственник, был в это же время кузнецом в соседнем с Таштыпом казачьем карауле Монок. К нему обратился с просьбой отремонтировать ружье инородец «ясачный Каргинской волости Чибежек Кокошников». У Кокошникова «ружье хотя и стреляло, но в цель не попадало». Кузнец был хорошим специалистом своего дела, и ему удалось исправить неисправность ружья Кокошникова за восемьдесят копеек… (Замечу, что деньги по тем временам не малые).
Казак Алексей Лалетин являлся одним из первых кузнецов в Моноке. Возможно это простое совпадение, но интересно, что кузнецом был и отец Валерия Гавриловича Лалетина. Видимо, даже спустя несколько столетий, не перевелась у казаков Лалетиных, заложенная в них природой сметка, сила и способности к этому нелегкому мужскому ремеслу.( прим. С.Б. это совершенно точно. В 70-80 г.г. в том же самом Моноке работал токарем-сварщиком-слесарем ещё потомок казаков Лалетиных - Фёдор Андреевич Лалетин).

Имена Таштыпских казаков в 1780-1790 годах уже проживавших в станице дошли до нас благодаря неутомимой деятельности краеведа-исследователя истории енисейских казаков В.А. Паршукова из Симбирска (ныне Ульяновска) обнаружившего сей интересный документ в архиве: «рапорт покраденных у служивых казаков Таштыпского поста в период с 1780 — по 1790 год ... лошадей и рогатого скота: У казака Сидора Лалетина 1 коня 2 коровы; Ивана Юшкова 1 малого коня; Михаила Потылицына 2 коня 1 корова; Ивана Юшкова 3 коровы; Тимофея Шахматова 2 коня, 1 кобылу 1 быка; Семена Карагатова 2 коня, 2 кобылы 9 скотин; Козьмина 1 кобыла 2 скотины; Тимофея Зырянова 2 рыж. кобылы 1 корова; Петра Смолянинова 1 бул. конь, 1 кобыла; Гаврилы Потылицына 2 коня, 2 кобылы; Степана Козьмина 3 коня, 1 пегая кобыла; Гаврилы Еремеева 1-го коня и 2 скотины; Павла Шахматова 3 коня 2 скотины; Гаврилы Юшкова 2 мерина, 3 кобылы; Никиты Юшкова 2 мерина, 2 кобылы 2 жеребенка; Ивана Каргополова 1 конь, 2 кобылы 2 скотины; Итого: 45 лошадей и 25 разных скотин»…
Выяснилось, что среди первых русских жителей, служилых людей Красноярского острога и Красноярского уезда в XVII-XVIII вв. встречалось много лиц по фамилии Лалетины. Отмечу, что в архиве есть материалы под общим наименованием: «Книги именные Красноярского острогу детям боярским и подьячим, атаманам и конным и пешим черкасом и московским стрельцом ружником и оброчником з денежными оклады ко 7170 (1662) году» (РГАДА. Ф. 214., Оп. 3., Кн. 438., Л. 312-326.)
Так вот, в них записано уже шесть казаков Лалетиных: пеший пятидесятник Мишка Климов Лалетин, конный десятник Панкрашка Семенов Лалетин, конные рядовые служилые люди - Якунка Олексеев Лалетин, Лазарко Федоров Лалетин, пеший казак Микитка Ондреев Лалетин, и из отряда рядовых черкас (пеших запорожских казаков) и московских стрельцов - Ивашко Семенов Лалетин.
Эти же люди учтены в «Переписной книге Красноярска и уезда 180 (1671) года» (РГАДА. Ф. 214., Оп.1., Кн. 566, Л. 162-213.). Со временем, некоторые из них стали нести службу в Караульном, Абаканском и Саянском острогах, Таштыпском, Арбатском и других форпостах и отъезжих караулах. После первой ревизии Российской империи 1719-22 гг., по результатам которой в Красноярске насчитывалось уже 15 семей, а в них 64 души мужского пола по фамилии Лалетин. (Женский пол в первых «ревизских скасках», к сожалению, по каким-то причинам не учитывался…
Позднее штат казаков Красноярского острога был существенно сокращен, многие служилые люди были переведены охотниками на новую пограничную линию в Сибири. Или ушли из Красноярска на юг, на земли будущего Минусинского округа (уезда), с тем, чтобы прокормиться крестьянским трудом. Среди таких вот «разночинцев», вынужденно покинувших Красноярск, также было много лиц по фамилии Лалетины. Что касается происхождения фамилии Лалетины и местности, откуда они могли прийти в Краснóй Яр, мне представляется наиболее правдоподобной версия их поморского происхождения. Родиной Лалетиных, скорее всего, являются окрестности города Лальска на реке Лале. Ныне это территория современной Кировской области. В подтверждение данной версии в архивах имеются выписки из т.н. «Таможенных книг Московского Государства» (Таможенные книги Московского государства XVII века. Том I. Северный речной путь. Устюг Великий. Сольвычегодск. Тотьма в 1633-1636 гг. Под редакцией А.И. Яковлева. Издательство АН СССР. Москва-Ленинград. 1950.):
Среди этих списков фамилий и имен есть и имена казаков, основавших Таштып. Ведь спустя десять и более лет со дня основания казацкого форпоста на берегах Таштыпа, они всё также так же продолжали жить в станице. Возможно, что среди выше перечисленных, были и дети основателей Таштыпа. Кстати, и фамилии остальных первопоселенцев также присутствуют. От Зыряновых — Тимофей. Кузьминых даже два: Степан, а имя другого – Иван. Юшковых же четыре "ревизских" души : Никита, Гаврила и два Ивана. Шахматов — Тимофей. И Смолянинов — Петр...
А теперь подробнее о жалобе, в связи, с чем и упоминался кузнец Алексей Лалетин. Из ордера 20 октября 1792 г. дозорщику Абаканской границы казачьему сотнику Муруеву, становится ясно, с какой жалобой обратился к кузнецкому окружному земскому исправнику ясачный Каргинской волости Чибежек Кокошников. Кокошников взял у живущего в этой местности отставного казака Ивана Антонова ружье для охоты за белкой за 10 рублей, причем дал Антонову 4 рубля задатку. Кокошников, «у которого ружье хотя и стреляло, но в цель не попадало, для исправления этой неисправности поехал в Монуцкий форпост ( ныне это с. Большой Монок Бейского района) к местному кузнецу – казаку Алексею Лалетину». Кузнец отремонтировал ружье за 80 копеек. В это время к Лалетину зашел житель той же деревни «казак Иван Егоров сын Макаров», который отвернул от ружья замок и потребовал у Кокошникова двадцать копеек долга, которых у него не оказалось. Изображение
В результате этого ясачный Кокошников лишился ружья и возможности вести звериный промысел, а на платеж налога (ясака) вынужденно брал деньги у «посторонних ясачных…». Весьма интересно продолжение этой истории. Так, согласно документа, поступившему к дозорщику Абаканского участка русско-китайской границы, Маруев должен ружье Кокошникову вернуть исправным, «...а, за самовольное отнятие ружья у ясашного татарина Кокошникова Монуцкого форпоста Саянской крепости казака Макарова при собрании всей команды поста жестоко наказать палачом. Да и впредь до таковых неустройств и непорядков, состоящих в ведении твоем казаков не допущать». Под текстом ордера имеется отметка «27 ноября 1792 г. по повелению правительства казаку Макарову… наказание исполнено».

НАКАЗ КРАСНОЯРСКОГО ВОЕВОДЫ ПОГРАНИЧНОМУ ДОЗОРЩИКУ АБАКАНСКОЙ ГРАНИЦЫ
" Абаканской границы пограничному дозорщику красноярскому сыну боярскому Иконникову С получением сего имеешь ты находящихся тамо вверх реки Енисея в разных деревнях по приложенному у сего именному списку салдацких и казачьих детей всех без остатку чрез нарочного посланного от тебя надежного казака собрать как тому казаку и подтвердить не оставляя ни одного человека привесть в Красноярск с собою и объявить в здешнюю канцелярию в наискорейшем времени и неотменно будущего июля и в "1" числах опасаясь за неисполнение штрафа. Список кого следует выслать в комендантскую канцелярию солдацких и казачьих детей значит под сим, а именно: Прокопия Алексеева сына Сипкина - дер. Амалинской Михаила Козмина Полошлетина - дер. Сырской Петра Силеверстова Монастыршина - дер. Каптыревой Анофея Иванова Сипкина - дер. Арбацкой Михаила Семенова Глубокова - дер. Арбацкой Леонтия Герасимова Седельникова - дер. Арбацкой Петра Дмитриева Бутина - дер. Арбацкой Ивана Яковлева Сипкина - дер. Арбацкой Федора Алексеева Черепова - дер. Ойской Николая, Ивана Ивановых Суденишниковых - дер. Ойской Осипа Васильева Садовского - дер. Ойской Алексея Петрова Шошина - дер. Ойской Михаила Степанова Иконникова - дер. Чаблахтинской отставных казаков: Бориса Андреева Катцына - дер. Катцыниной Ивана Федорова Кожуховского - дер. Онашинской Ивана Игнатьева Ошарова - острог Абаканский Алексея, Степана Яковлевых Соловьевых - дер. Белыцкой Гаврилу Иванова Медведева - дер. Бирской Ивана Дмитриева Ворошилова дер. - Койской Василия Иванова Терятьева дер. - Монуцкой Василия Андреева Чанчикова - дер. Арбацкой Михаила Иванова Песегова - дер. Анисимовой Кондратия Лукина Солдатова - дер. Каптыревой Николая Иванова Шахворостова - дер. Каптыревой Степана, Матфея Федоровых Каргаполовых - дер. Таштыпской Козму, Афанасея Степановых Ермолаевых - дер. Шунерской Федора Дмитриева Вычуженина - дер. Бирюсинской и того по прилагаемому списку тридцать один человек.
Мая 22 дня 1785 года Подполковник Иван Брикгаузен" (орфография документа сохранена)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 26 фев 2019, 02:02 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Немного об эмиграции Енисейских казаков в Харбине. В частности, жили они на улице Красноярская (она же Енисейская). Нонче все постройки казаков уже снесены и казачий квартал застроен китайцами, а улицы переименованы. Кроме того, нужно отметить, что почти полностью разрушенный (фото выкладывал несколько лет назад) после Культурной китайской революции Иверский храм в Харбине - постепенно за последние годы приведен в порядок
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 26 фев 2019, 09:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
Армай! Спасибо за предоставленные материалы по Харбину.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 27 фев 2019, 02:42 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Енисеец писал(а):
Армай! Спасибо за предоставленные материалы по Харбину.

Во славу Божию!
Вот еще записи, хранящиеся Хабаровском архиве ф. Р830
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 28 фев 2019, 02:02 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Отдельные уточнения по биографиям Енисейских казаков и офицеров служивших в ЕКВ, которые оказались в эмиграции:
Армай писал(а):
Дубровин Кузьма Николаевич. Подхорунжий Енисейского казачьего войска. В белых
войсках Восточного фронта. В эмиграции в Китае. Ум. ок.11 июня 1937 в Харбине.

Станичник Енисейской зарубежной станицы.
Армай писал(а):
Жалудский Александр Александрович, р. 1894. Из казаков Енисейского казачьего войска. Инженер. В белых войсках Восточного фронта в Иркутском казачьем полку. В эмиграции в Китае. Покончил самоубийством 30 янв. 1922 в Харбине. Родители в Красноярске. /400/

Инженер-механик, автомобилестроитель. Казак Енисейского землячества.
Армай писал(а):
Каргопулов Степан Иванович, р. 27 дек. 1902. Из казаков Енисейского казачьего войска. В белых войсках Восточного фронта. Хорунжий. В эмиграции в Китае (в Шанхае), с 1949 в Австралии. Ум. 7 июля 1966 в Сиднее. /400/

Тяжело ранен во вребя боевых действий гражданской войны. В Шанхае член Казачьего союза. С 1949 г. жил в Австралии.
Член приходского совета и ответственный казначей Св. Петропавловского кафедрального собора в Стратфильде (р-н Сиднея). Похоронен 9 июля 1966 г. на кладбище Руквуд в Сиднее.
Армай писал(а):
Ошаров Николай Михайлович. Произведен в офицеры за боевое отличие из нижних чинов Красноярского казачьего дивизиона 1915. Сотник Енисейского казачьего войска. В белых войсках Восточного фронта. В эмиграции в Китае. Ум. 24 авг. 1932 в Биндзяне. /400/

Скончался от холеры в Бнндзянском госпитале. Похоронен 28 авг. 1932 г. в г.Харбин.
Армай писал(а):
Окулич Иосиф Константинович, р. 13 нояб. 1871. Из казаков ст. Красноярской Енисейской губ. Цюрихский политехнический институт. Агроном. Чиновник Министерства земледелия. Участник выступления енисейских казаков в 1918. В белых войсках Восточного фронта из Англии, с 12 фев. 1919 уполномоченный Енисейского казачьего войска при Главном управлении по казачьим делам. В эмиграции в Сербии, затем в США, представитель правительства Меркулова и Сибирской кооперации. Ум. 21 янв. 1949 в Канаде. /103–8/

Член Совета министерства торговли и промышленности. Возглавил в свое время кружок Потанина и Ядринцева, Печатался в газете «Русская жизнь". Умер в 1948 г. в г. Ванкувер, Канада.
Армай писал(а):
Скрипочников Никита Иванович, р. 23 сен. 1895. 3-я Иркутская школа прапорщиков 1916. Офицер Енисейского казачьего войска. В белых войсках Восточного фронта. Подполковник. В эмиграции в США. Ум. 11 окт. 1975 в Сан-Франциско. Жена Екатерина Павловна (1901–1985 там же). /516; 760/

Похоронен на Сербском кладбище в Колма, Калифорния.
Армай писал(а):
Суслов Павел Николаевич, р. 23 окт. 1881 в ст. Котуркульской Кокчетавского у. Из казаков ст. Торгашинской Енисейского казачьего войска. Тюменское реальное училище 1898, Московское военное училище 1900, академия Генштаба (не окончил). Офицер 29-го Сибирского стрелкового полка. Воспитатель Алексеевского военного училища. Георгиевский кавалер. В белых войсках Восточного фронта; Красноярский уездный воинский начальник, командир 1-го батальона 19-го Сибирского стрелкового полка. Участник Сибирского Ледяного похода, затем комендант Читы. Генерал-майор (с 13 апр. 1920). В эмиграции в Китае Ум. 2–3 мая 1938 на ст. Барим КВЖД. /400; 550/

Награжден орденом Св. Георгия, другими боевыми наградами и Георгиевским оружием. Участник русско-японской войны. Начальник штаба Енисейской казачьей бригады ген. Феофилова (после его смерти принял бригаду под свое командование). В генерал-майоры произведен в бытность комендантом Читы. В Харбине служил на ж. д. и в частных предприятиях. В октябре 1937 г. надзиратель поселковой полиции в Бариме, Исполнял в Бариме обязанности представителя Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии. Умер скоропостижно в возрасте 57 лет. Похоронен в Харбине на Новом кладбище 20 мая 1938 г. (умер 3 мая 1938 г.)
Армай писал(а):
Яковлев В. Сотник. В белых войсках Восточного фронта; 1920 в составе Отдельной Енисейской казачьей бригады. /104–18/

Брат есаула (сотника) В.Яковлева - ЯКОВЛЕВ Сергей Павлович (? — 8 июня 1930, Шанхай, Китай). Юнкер, капрал 2-й роты отделения Русского отряда Шанхайского волонтерского корпуса. Состоял в этом отряде с начала его существования. Получил нашивки капрала. Бывший юнкер Владивостокского кавалерийского училища. Член Енисейской станицы. Умер от болезни. Похоронен в Шанхае на кладбище Ханьжао Род. О его кончине сообщило Отделение Русского отряда шанхайской волонтерной роты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 10 мар 2019, 14:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2012, 23:05
Сообщений: 455
Откуда: Ульяновск
Ошаров Николай Михайлович родился 5 декабря 1890 г. Нижним чинов в Красноярской казачьей сотне с 18 декабря 1911 г., прапорщиком в Красноярской казачьем дивизионе с 9 октября 1915 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 23 мар 2019, 15:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Интерес вызывает первая часть, под названием "Есаул" (хотя конечно есть ляпы - например, дивизион называют корпусом)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 24 мар 2019, 15:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2012, 23:05
Сообщений: 455
Откуда: Ульяновск
Да, Алексей Леонидович, согласен что нового по есаулу Каргополову практически ничего не добавили, к уже известным фактам, но то что не забыли про этого казачьего офицера и на этом им спасибо!
В предыдущий приезд в Москву специально искал послужной список этого офицера, нашел, но только на юнкера Михаила Михайловича Каргополова... Информации не много, но основное есть - приведу позже...
Знать бы куда направлен воевать, что там было, что пришлось испытать этому офицеру и что заставило его сменить военную службу и стать священником....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЭТО НАША ИСТОРИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ о ЕКВ и ИКВ
СообщениеДобавлено: 31 мар 2019, 02:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Владимир Александрович, а Вам случайно не попадались сведения о фамилии Лякер? - я, что то не припомню такой у казаков Енисейцев, и не у офицеров, (в том числе из числа иногородних), проходивших службу в сотне, дивизионе, батарее или полках. Вот попалась странная инфа:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 443 ]  На страницу Пред.  1 ... 25, 26, 27, 28, 29, 30  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB