К А З А Ч Ь И Т Р А Д И Ц И И
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Это его живая память, воплощение пройденного народом пути и его неповторимого духовного опыта. Традиции народа – это то, что в конечном итоге, хранит человека от обезличивания, позволяет народу ощущать связь времён и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков – казаков уходит своими корнями в глубину веков. На протяжении тысячелетий сформировался и окреп образ жизни казака-воина, более похожий на постоянную битву за своё выживание. Все эти особенности казачьей культуры нашли своё отображение в традициях и обычаях казаков, искрометных плясках, протяжных песнях и озорных частушках. И конечно же, весь уклад старой казачьей жизни, целиком заметен в традициях воспитания молодого поколения. Вот как это было в старину: …Мальчика стригли в первый раз, когда ему исполнялся ровно год от роду. Этот обряд пострига описан ещё в древнерусских летописях, как великокняжеский, и доподлинно неизвестно, пришёл ли он на Русь из степи, или в степь из Руси. Подстриженного мальчонку, женщины передавали казакам-мужчинам, и те, в свою очередь, несли его на майдан, к храму, где его поджидал неосёдланный конь. Там казачонка сажали верхом на коня, на спине которого был расстелен шелковый платок. По малейшим приметам старались угадать, как младенец будет вести себя, какая ожидает его судьба в дальнейшем. Считалось, что если схватится за гриву – то будет у казака долгая жизнь. Заплачет от испуга – быть убитому. Затем коня, с сидящим на его спине казачонком, трижды обводили вокруг церкви. Затем, все участвовавшие в обряде «первого пострига» возвращались на баз, у ворот которого, казаков встречали женщины – казачки.
Отец мальчика произносил примерно следующее: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте!
Чтобы был не квёлый, до всякой работы спорый! Чтобы Богу молился, да сабле учился! Чтоб малых не забижал, и чтоб старших уважал, а к родителям был почтительнай!» Крестный отец казачонка принимал к себе на хранение его оружие, и вручал оружие крестнику только после того, как «малолетку» приписывали к полку (сотне). Обучение всем казачьим премудростям, в том числе, и владению шашкой, начиналось после т.н. «праздника первых штанов». Штаны эти, должен был дарить самый старый казак в роду. Это обязательно должны были быть брюки-шаровары. Ведь без них, обучение верховой езде было бы невозможно. После того, как мальчику исполнялось семь лет его постригали ритуально во второй раз. Уже поострижженным, он шёл первый раз в баню со взрослыми мужчинами, а затем его вели в храм, к первой в его жизни, исповеди. После этого ритуала, дома его ожидал праздничный обед, после которого, его кровать, переносилась в отдельную «мужскую», комнату, к старшим братьям. Было заведено, что с этого самого момента, за различные шалости и проделки, наказывать мальчика могли только мужчины, или если отца казачёнка уже не было в живых, его старший брат. Если старшие мужчины уезжали по каким либо причинам из дому, он оставался за старшего в семье. «Смотри сынок,- говорил отец, - на тебе дом и бабы. Доглядай хозяйство!»
Тем самым, казачонка с самых младых лет приучали к самостоятельности и ответственности за порученное дело. Старые казачьи предания донесли до нас сведения о том, что при проведении казачьих собраний: кругов, сходов и других мероприятий, обязательно приводились на них молоденькие смышленые казачата. Разумеется, они не могли принимать участия в спорах взрослых казаков, у них была другая задача: слушать о чём говорят казаки, и всё запоминать. После проведения мероприятий, атаман расспрашивал казачат о том, кто и что говорил, кто кому и как возражал, какое было принято решение… Так казаки сохраняли свою историю и передавали традиции молодым. Кроме того, мальчики-казачата, в обязательном порядке должны были принимать участие в межевании земель между казаками. Причём, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки межи между соседними участками, его совершенно неожиданно могли ударить рукой, или даже нагайкой. Объяснение этому было следующим: «мол, прости сынушка, это тебе не в укор, и не в наказание… Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами всё забудешь, а вот как тебя ударили ни за что- ни про что, весь свой век помнить будешь, а с этим, навсегда запомнишь и границы станичного юрта».
С младого возраста, на казачатах лежало довольно большое число обязанностей: задать корма скоту, убрать навоз, наносить из колодца воды, принести дров, ходить в ночное и различное число других мелких обязанностей. Сейчас мало кто помнит, что именно для воспитания молодёжи в свете старых казачьих традиций, существовал, в казачьих станицах и «культ уважения стариков». Их обязанностью являлось то, что старики должны были находится большую часть времени, вне своих куреней и подворий, сидеть на скамейках, рядом с усадьбами и зорко следить, кто и как ведёт себя «на улице». Учитывая строгость нравов тех времён, тем из молодых людей кто прошел мимо сидящего старика и не поздоровался, не уважил седины старика поклоном, наказание в конце дня было обеспечено.
В казачьих станицах большая часть казаков умели читать и писать, а посещение церковно-приходской школы было обязательным. С особым уважением относилось население к тем, показывал успехи в обучении грамоте. Ими гордились не только в семьях, но их приглашал в правление хутора или станицы сам атаман, часто весьма грамотный, и неоднократно отмеченный за свою храбрость в боях, урядник , вахмистр или офицер. Имена всех казачат, учившихся в кадетских корпусах, юнкерских училищах или гимназиях были известны всем жителям станицы. Каждого из них, атаман персонально поздравлял с началом каникул и приездом в родные места. Даже старики-казаки, пользующиеся всеобщим, а часто - непререкаемым авторитетом среди станичников, звали всех учащихся только по имени-отчеству, тем самым, подчёркивая важность и необходимость учёбы.
(по материалам казачьей прессы).