ПОМНИТЬ ИМЯ СВОЕ . . .
Уверен, ещё со школьной скамьи многие знают имя великого русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Многие видели его картины, или, на худой конец, репродукции с них.
Однако, мало кто ныне знает, что великий русский художник был родовым красноярским казаком.
И это обстоятельство, думается, сыграло не последнюю роль в его судьбе, в конечном счёте, определив его столь национальный, истинно русский, самобытный выбор темы в творчестве.
Родился Василий Иванович Суриков 24 января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Отец будущего художника, Иван Васильевич, слыл весьма зажиточным человеком, а поэтому и вся его семья жила безбедно. Родной дед будущего художника по линии отца, также был Василием Ивановичем, был человеком довольно известным и авторитетным среди городового красноярского казачества живущего в самом губернском центре, имел офицерский чин казачьего сотника, и неоднократно избирался атаманом Красноярской и Сухобузимской станиц.
Сам Суриков, весьма высоко ценил свой казацкий род, пришедший на Енисей с берегов Дона во «времена сибирского взятия», вместе с казачьей ватагой Ермака Тимофеевича.
Думается, в этом ключ к пониманию творчества нашего прославленного земляка. Только помня о том, что Сибирь века девятнадцатого, жила целиком и полностью порядками века восемнадцатого, духом, нравами и опытом первых русских казаков - первопроходцев, присоединивших своими трудами Сибирь к России, их вольным, независимым, свободолюбивым духом, их заслугами в деле защиты Руси от вторжений кочевников, всем образом казачьей жизни, только тогда и можно понять и осознать явление великого русского казака-художника В.И.Сурикова в богатейшей русской культуре, частью которой являлось в прошлом и российское казачество.
Сам художник, охотно вспоминая свои детские годы, писал: «…у деда, у Василия Ивановича, лошадь старая была, на которой он на охоту ездил. Звали того коня Карькой. Дед охотник был хороший, приноровился – положит винтовку между ушей коню - и стреляет. Никогда промаху не давал. Так вот, конь тот казацкий, Карька, громадными правами и любовью всей семьи пользовался. Казацкая черта – любят коней…».
Воспитанный с самого младенчества в духе казацких преданий, будущий художник, поступает в1869 году на учёбу в Петербургскую Академию художеств. Уже в годы обучения в ней, он обращается к исторической живописи, уже тогда, в годы юности, стремился преодолеть условность, модного в те годы академического классицизма, смело вводя в свои композиции, запомнившиеся бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности и похожести архитектурного фона, как всей картины, так и многих мелких её деталей.
Всем своим сердцем любя русскую старину, художник обращается к сложным, переломным моментам в истории Руси.
Окончив Русскую Императорскую Академию Художеств в 1875 году, он в течение следующего десятилетия, создал большинство своих наиболее значительных произведений – принесшие художнику всемирную славу и известность: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». После смерти жены, в 1891 году, следует перерыв в творчестве художника, а затем, Василий Иванович, совершает очередную поездку к себе на Родину, в Сибирь.
После этой поездки, Суриков создаёт новое полотно: «Взятие снежного городка».
На нём художник запечатлел обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья, веселья и отваги. В своих следующих работах, Василий Иванович, вновь обращается к родной русской истории, изображая героический дух, мощь, единство русского народа.
Так например, в картине «Покорение Сибири Ермаком», мысль Сурикова о столкновении двух враждебных стихий, оригинально раскрыта им в сюжете через показ удали казачьей дружины Ермака Тимофеевича, в особой и своеобразной красоте человеческих типов казаков – наших прямых предков, а также, в изображении одежд, украшений, оружия сибирских татар. Здесь, думаю, уместно будет заметить, что типы изображенных на картине сибирских татар, противостоящих казачьей ватаге Ермака Тимофеевича, художник писал в Аскызе, куда он несколько раз приезжал погостить по приглашению местного купца-мецената Кузнецова.
Поэтому, можно допустить, что на знаменитых суриковских полотнах, изображены ни кто иные, как предки нынешних хакасов из племени сагаев, так и предки енисейских казаков, бывшие современниками великого художника.
Всемирно известны и другие его полотна. Так, в знаменитой картине «Переход Суворова через Альпы», воспеты мужество и героизм простых русских солдат и казаков - участников швейцарского похода русской армии под руководством Суворова. Утверждение духовного и физического здоровья, веры в свои силы, способности преодолеть все невзгоды и трудности тяжелёйшего горного перехода во имя достижения Победы - всё это весьма правдиво отображено на знаменитом полотне.
Помимо всего прочего, художник Суриков, весьма много и успешно работал в технике акварели, утверждая своими творениями красоту русской природы.
Всё творчество нашего знаменитого земляка-казака, стало новым этапом в исторической живописи, в которую он внёс, силой данного ему от природы таланта, свой, так никем до сих пор не повторенный, огромный вклад.
Великий русский художник, наш земляк, красноярский казак по рождению, умер в годы Великой войны - 6 марта 1916 года в Москве, накануне крушения воспетой им Руси, которую он любил всей глубиной своего русского сердца, всей широтою своей казачьей души!
Василий Иванович Суриков автопортретеБОЙ ДРУЖИНЫ ЕРМАКА НА ЧУВАШЁВОМ МЫСУЕРМАК. Художник - сибирский казак, есаул СКВ А.П.Лях