Информация так сказать, к размышлению о корне проблемы.
Был гастарбайтером — стал боевиком
Как трудовые мигранты уезжают в «Исламское государство». Репортаж Даниила Туровского.
«Мы переместим джихад в Таджикистан»...В 2005 году Нусрата, который переключился на торговлю героином, посадили в тюрьму. Через год он вышел по амнистии и снова уехал в Москву. В нулевые он ездил в российскую столицу пять раз. «Становился все более религиозным, после 2013 года вернулся и всех вокруг начал называть кафирами [неверными], — рассказывает его брат Хайрулло. — Он говорил, что познакомился в Москве у мечети на Проспекте мира с какими-то чеченцами, которые открыли ему “ислам правильно”. Говорил, что нужно менять Таджикистан, говорил, что так жить нельзя, что вокруг одна беднота и работы нет. Все, кто приезжают из Москвы сейчас, говорят, что к мечетям и к стройкам ходят чеченцы, объясняют нашим мигрантам, что нужно ехать жить в Сирию, где халифат. Думаю, те, кто уезжают туда, в ИГ, ненавидят Россию за условия и труд, в которых им приходилось жить. Они находятся в безвыходном положении. Тут работать невозможно, тут нужно обязательно нарушать закон, чтобы хоть что-то заработать, в России невозможные условия, но хоть какие-то деньги, в “Исламском государстве” им обещают и деньги, и свободу. Почему не поехать тогда? Пять тысяч таджиков уже там»....
Сейчас Нусрат Назаров находится в Ракке на севере Сирии, подчиняется эмиру «Хорасанской группировки», цель которой — распространить халифат по территории исторической территории Хоросана — сегодняшних земель Афганистана, Пакистана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана.
Нусрат периодически связывается с родиной по телефону. Он не раз звонил местному религиозному деятелю, бывшему имаму кулябской мечети Ходжи Мирзо. В марте 2015 года у них состоялся такой разговор (аудиозапись мне предоставили в редакции кулябской газеты «Пайк»):
Ходжи: Вы отрубаете людям головы. Что они вам сделали?
Нусрат: Что делали, то и будем делать. В Таджикистане сейчас все против Аллаха. Объявили войну против Аллаха. Мы приедем и всех убьем, все ответят кровью. В ближайшее время в Таджикистане все это начнется....
Кто вербует гастарбайтеровЗа первыми рядами базара, где продают лепешки, мясо, фрукты и горные травы, находятся закрытые павильоны с плохо освещенными комнатками. Из стен торчат трубы и провода, в лавках торгуют дисками с записями национальных звезд. Небольшая дверь ведет в «задний рынок» — вотчину продавцов марихуаны и валютных менял.
Четверо мужчин, прежде работавших на стройках «Детского мира», возле станций метро «Нагатинская» и «Каширская», подтверждают, что к ним в бытовки «приходили чеченцы» и призывали отправиться в «Исламское государство».
По их словам, в Москве несколько групп чеченцев-вербовщиков ежедневно перемещаются между местами обитания мигрантов, то есть бытовками и общежитиями. В таких группах — по три-четыре человека, «взрослых» среди них нет: вербовщикам около тридцати. Приходят они обычно после восьми вечера — как раз когда мигранты уже вернулись с работы домой.
Вербовщики объясняют, почему нужно уезжать из Москвы — «нельзя жить как рабы», «вас тут не уважают»; и объясняют, что воевать в ИГ не придется — можно будет жить в достатке и работать без унижений.
На этих встречах, как правило, не говорят о том, что предстоит война против Таджикистана — или надо будет участвовать в террористической деятельности. Зато предлагают от 5 до 15 тысяч долларов на обустройство; если с семьей — то в два-три раза больше. Более того, в ИГ призывают ехать с семьями, потому что там «настоящее государство», предоставляют жилье. А если семьи останутся дома, ими «можно будет манипулировать».
Худощавый таджик с белыми зубами, который не раз ездил на заработки в Москву, говорит мне, что обязательно поедет в ИГ, если позовут. «Там халифат, можно не воевать и жить, как мусульманин, хвала Аллаху, — объясняет он. — Можно поехать и объединиться в единственном государстве Аллаха. Без гомосексуалистов, лесбиянок и разврата».
Из каких районов Чечни вербовщики — гастарбайтеры не знают. Можно предположить, что кто-то из них — из Панкисского ущелья, района Грузии, исторически заселенного чеченцами. Местные жители говорили мне, что из ущелья в Сирию уехали от ста до двухсот человек. Выходец из Панкиси — один из лидеров «Исламского государства» Омар-Аш-Шишани, которому нужны новые солдаты. В то же время, посол Сирии в России в декабре 2013-го заявлял, что в ИГ воюют около 1700 выходцев из Чечни. По данным организации SITE, занимающейся мониторингом террористических группировок, ИГ уделят особое внимание России — под влиянием выходцев с Кавказа.
«В Москве вербуют возле мечети на Проспекте мира после пятничной молитвы, когда там разворачивается небольшой базар и люди расходятся по небольшим кафе пить чай, — говорит Ахбад Иброхим из “Пайка”. — Это место, где собираются молодые гастарбайтеры. Те, у кого нормальная работа, кого по ночам не беспокоят полицейские, не поедут в Сирию. Многим хочется, чтобы они [в ИГ] пришли, чтобы тут появилось другое государство, в котором не будет, как сейчас».
Местной газете «Пайк» бывший имам кулябской мечети Ходжи Мирзо рассказывал, что ему часто звонят из Москвы бывшие прихожане: «Спрашивают: там ведь правильный джихад, мы хотим поехать туда, что нам делать?» В марте 2015 года бывшему имаму позвонила девушка, она призналась, что едет с мужем в Сирию. Сказала, что муж «ведет переговоры по телефону», ИГ даст им 50 тысяч долларов на обустройство. Ходжи посоветовал ни за какие деньги туда не ехать. Через несколько дней девушка выключила телефон.
«Бедность является одной из главных причин того, что наша молодежь присоединяется к экстремистским группам и участвует в войнах в мусульманских государствах, — говорил на специальном заседании верхнего парламента Таджикистана автор гимна страны Гулназар Келди. — Часть нашей молодежи (по официальным данным ФМС, в апреле 2015 года в России находилось около миллиона мигрантов из Таджикистана — прим. “Медузы”) занята тяжелой работой, жизнь их тяжкая на чужбине. Именно в эти моменты появляются лица, которые обещая хорошие деньги и рай на том свете, привлекают их к джихаду. Наша молодежь, которая большую часть времени занята поиском денег на жизнь, образование и создание семьи, услышав эти обещания, поддается соблазну».
«Призыв ИГ — привлекательная альтернатива»20 января 2015 года «Международная кризисная группа» (брюссельская некоммерческая организация, занимающаяся мониторингом проблемных регионов) выпустила доклад Syria Calling: Radicalisation in Central Asia («Сирия зовет: радикалиция в Центральной Азии»). По данным исследователей, за последние три года в Сирию из Таджикистана и Узбекистана уехали от двух до четырех тысяч человек.
«Исламское государство», по мнению авторов доклада, привлекает не только тех, кто хочет воевать, но и тех, кто ищет «более набожной и религиозной жизни». «Призыв “Исламского государства”, в котором говорится, что там ждут и учителей, и медсестер, и инженеров, [то есть] не только бойцов, может выглядеть привлекательной альтернативой», — размышляют авторы доклада, добавляя, что новый халифат воспринимается жителями Центральной Азии как «замена постсоветской жизни». «В России мигранты маргинализированы, часто находятся нелегально, плохо зарабатывают, и находят отчизну и общение в религии», — пишут авторы.
Авторы доклада считают, что ситуация в Центральной Азии стремительно ухудшается, поскольку к «Исламскому государству» присоединилось Исламское движение Узбекистана (ИДУ).
Эта организация была основана в 1996 году. Ее цель — создание исламского государства на территории Ферганской долины — замкнутого ущелья, поделенного между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. ИДУ брала ответственность за взрывы, захваты заложников, нападения на силы безопасности Афганистана. Организация связана с афганским «Талибаном», ее вербовщики и соратники постоянно находятся в разных частях Таджикистана и в Ферганской долине.
О присоединении группировки к ИГ заявил 26 сентября лидер ИДУ Усмон Гози: «От имени всех и каждого члена нашего исламского движения — я объявляю всему миру, что мы присоединяемся к исламскому халифату, что это обязанность всех нас в исламе — в этой продолжающейся войне между исламом и неверием. Исламское движение Узбекистана воспринимает поддержку этого молодого исламского государства как свои обязательства и ответственность в вере». Его слова подтвердили 6 октября 2014 года спецслужбы Узбекистана. По их информации, боевые группировки и лагеря ИДУ активизировали вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана.
О поддержке «Исламского государства» заявили и в афганском «Талибане». В октябре 2014 года представитель движения Шахидулла Шахид отправил на электронную почту Reuters сообщение, в котором говорится: «Братья наши, мы гордимся вашими победами. Мы с вами в ваших радостях и печалях, в эти смутные дни мы взываем к вашему терпению и твердости, особенно сейчас, когда наши враги объединились против нас. Пожалуйста, оставьте позади ваши междоусобицы. Все мусульмане в мире возлагают большие надежды на вас. Мы с вами, мы предоставим вам моджахедов [боевиков] и всю возможную поддержку». Официально «Талибан» не заявлял о присоединении к «ИГ».
Источники журнала Iranian Diplomacy сообщали, что афганские боевики, присягнувшие «ИГ», заменили свои прежние флаги на черный. «Сейчас на таджикской границе располагаются до пяти тысяч, а на туркменской — порядка двух тысяч боевиков из ИГИЛ. Афганские провинции Кундуз, Баглан, Сари-Пуль, Фарьяб, Джуазджан стали местом скопления террористов родом из Таджикистана, Узбекистана, Северного Кавказа, Саудовской Аравии и Пакистана», — сообщал журнал.
В январе 2015 года говорилось об аресте в Таджикистане десяти членов ИДУ, которые планировали нападение на отделение милиции с целью захватить оружие и боеприпасы. Таджикские спецслужбы тогда говорили, что лидера группировки завербовали в России, где он был трудовым мигрантом. Из коллег по работе он сформировал небольшую ячейку ИДУ, которой руководство поставило цель собирать деньги для войны «Исламского государства» в Сирии.
http://lazarev.org/ru/forums/viewthread/10507/P240/