Волк не одиночка, они стаями нападают.
В поход зимой идти я не собирался, но вы вынудили меня это сделать: не приемля автономность, выдумывая не существующие трудности, забраковав моё снаряжение. Чтобы не тратить слова на бесплодные дискуссии, решил на практике доказать своё мнение. Не говорил об этом, потому что, лучше не обещать, а выполнить, чем, наобещать и не сделать. В одиночку: некогда было искать единомышленников с готовым снаряжением.
19 февраля, добравшись до Ялани на рейсовом автобусе, в 7-25 выступил на восток. Дорога хорошая, накатанная. Шёл на лыжах, потом пошёл пешком – на спусках катился, но в остальное время лыжи егозят, руки заняты палками. До первого ориентира (знак «50/20), со всеми остановками дошёл за 5 часов. К р. Рыбной подошёл в 15-05. Отойдя от неё на 2 км. пока не стемнело, стал искать место ночёвки.
20 февраля. Ночью было холодно, поэтому долго собирался и вышел только в одиннадцать дня. Собираясь на обратном пути здесь же ночевать, оставил часть продуктов и снаряжение. Дорога хуже не стала, ориентиров стало больше, идти веселее. После полудня потеплело до -17, пасмурно, идёт с перерывами мелкий снег, усиливаясь к ночи. В Маковское пришёл в 22-30. Определяться на постой пошёл к Ивану Николаевичу. Приняли очень хорошо – если бы я знал, что так встретят, то на месте ночёвки всё бы оставил, взяв с собой только фотоаппарат, зубную щётку и 200 гр. продуктов.
21 февраля. Пробыл весь день в Маковском. Днём потеплело до -1. Как можно больше фотографировал. С главой администрации не виделся – ещё 19 числа они мне встретились на дороге. Мне повезло: доверили помочь в ремонте печек в соборе и привезти воду для от. С. Время пролетело очень быстро, не обо всём успели поговорить.
22 февраля. В 8-00 в соборе началась служба. Получив напутствие, в 8-13 отправился в обратный путь. Ещё темно, но мне за светло надо пройти до места ночёвки более 40 км. Пришёл в Маковское в потёмках и покидаю в темноте: светает после 8-40, темнеет после 19-30. Пасмурно, температура -1 - -4, идёт мелкий снег с редкими перерывами. Из-за снега санки хуже скользят, но после Тахи лесовозами дорогу накатали. До полной темноты успел подойти к месту ночёвки.
23 февраля. Встал рано и вышел ещё в потёмках – чтобы успеть к автобусу надо пройти около 30 км. Пасмурно, тепло, периодически идут заряды снега. Километров за 12 до Ялани навстречу прошёл трактор с клином – чистит дорогу. Для машин это хорошо, для меня – ничего хорошего, нет наката и санки плохо скользят. В 8 км. от Ялани заработал сотик (ЕТК). В 16-10 я в Ялани. Через час будет автобус.
Дорога. Сначала шёл на лыжах, потом их закопал в снег, забрав на обратном пути, и пошёл пешком: идти удобнее, руки свободны. Можно было лыжи и не брать. В лыжных ботинках из-за подошвы идти скользко. В идеале – ботинки «Кроссинг» 30Ш с шипами-трансформерами. Оптимальная температура: -15* - -25*. При этой температуре снег сухой и не задерживается на одежде. Если холоднее – лучше не останавливаться и не оголять руки. А без этого нельзя: фотографирование, сделать запись, поправить снаряжение, провериться – не обморозился? Теплее тоже мало хорошего: чтобы не потеть приходится раздеваться и при остановках, порывах ветра, когда ложишься на снег отдыхать мёрзнешь. Снег прилипает к одежде, впитывается. Вдобавок на ногах было по 2 пары термоносков: с одной парой нога в ботинке болтается, 2 пары – ноги потеют. Дорога широкая, но накат только по середине, после Тахи, когда лесовозы уходят в сторону, наезжено меньше. Согласно показаниям GPS шёл со скоростью 4,7-5,2км/час, но в среднем за день скорость была первый день 3,39 км/час, остальные – 3,71 – 3,91 км/час. сказываются остановки, фотографирование тоже много времени отнимают. На перекусы не останавливался - ел на ходу (галеты, конфеты, паштет, сыр, мясо, холодный чай). В первый день из-за холода, в остальные дни – не было времени. Устав, ложился на 2-3 мин., положив ноги на рюкзак, выше сердца. В случае дискомфорта в ногах, мгновенно разувался, снимал и вытряхивал носки, стельки, массировал ступню. Из-за таких манипуляций прошёл весь путь без проблем.
Снаряжение. Ничего особенного не было. Старался взять минимум, но всё необходимое. Общий вес рюкзака составил 15 кг, в т.ч. продукты на 5.5 суток брутто 4.4 кг. Ассортимент продуктов ставший для меня уже классическим: галеты (374 ккал/100г) – 160 г/сутки = 33 шт; каша Быстро – 1 пачка; паштет 100 – 117 г, суп в пакетах – 20 +20 г.; рожки – 35 (горсть) + 35 г.; сало, сыт твёрдый, мясо копчёное по 50 г (заранее расфасовал в фольгу на одноразовые порции); сахар – 16г (2 чайные ложки) х 3 раза; чай, соль. Это на сутки. Дополнительно 300 г леденцов. В сале я разочаровался, паштет зимой практичнее заменить мясом. Неизвестно что наложено в банки, а мясо, даже если вместо конины, говядины подсунут кенгуру, крысу, всё равно мясо. Утром огонь не разводил из-за экономии времени, еду готовил на газовой горелке (вес с переходником 270 г. + 320 г. баллончик). Газ из баллончика с надписью «Турист, евросмесь – универсальная всесезонная температура от -25 на морозе горит плохо, регулировке не поддаётся (горит – суп кипит, убавляю – тухнет). Для ночёвки взял: палатку шатровую (1,1 кг.) без каркаса – не тундра и не степь, вверху пришил петли для наружного крепления к деревьям, жердям; спальный мешок типа кокон с пришитым ковриком (1,2 кг.), чтобы не выскальзывал из-под мешка и большой (0,4 кг.). Дополнительно: свитер, к отстёгивающему подкладу верхней куртки с помощью дополнительных петель можно было пристегнуть отстёгивающийся подклад брюк. Для ног были большие шерстяные носки, надевающиеся на 2 пары носок и сверху надевались чуни-чехлы (70 г.), заменитель бивуачной обуви. Для разгребания снега взял кусок ДВП. Остальная одежда была на мне. Всё упаковывалось в станковый рюкзак. Весь груз был уложен в самодельные санки-волокуши, с которыми я расстался в Ялани на обратном пути. Благодаря этим саням (1,08 х 0,48 м, 3,5 кг.). прикреплёнными к поясу весь путь дался мне намного легче, чем если бы рюкзак был на плечах. В добавок, с горок я скатывался ложась на сани.
Живу в Лесосибирске, до Ялани 80 км. Приглашаю к себе в гости: места всем хватит – и людям. и машинам, город увидите, могу организовать посещение завода ДВП (работает круглосуточно), за подобными лесохимическими предприятиями будущее.
До сих пор удивляюсь, что поход в Маковское дался мне так легко. Мне постоянно везло: с работой, с автобусами, с погодой (не было метели, ветра), удачным снаряжением, дорогой и многим другим.