Интересно было бы проанализировать текст Челищева: "противо Намака с Кети реки на волок, до Тыи реки, пешему человеку нести на себе 2 пуда, итить 2 дни, а зимним путем на нартах итить два ж дни, и на Тые делати струги или зырянские каюки страдные, и от тово волоку от Тыи Тыею речкою на большую реку Кемь пол днища".
1. "...Противо Намака с Кети реки на волок, до Тыи реки.." То есть волок шел именно до р.Тыи, что сильно отличается от местоположения нынешнего зимника на Ялань. 2. Каким было расстояние от Намаковского зимовья до Тыи? Читаем: "...пешему человеку... итить 2 дни, а зимним путем на нартах итить два ж дни..." Ходили и в те времена также, как и сейчас туристы ходят – не более 30 км в день. И ямские станции ставили тоже через 30 верст. И сплавляются тоже по 30 км за день (если не грести). То есть от Намаковского зимовья пешком что летом, что зимой до Тыи добирались не более 60 км, а с грузом наверняка меньше. 3. На Тые в месте примыкания волока должна была быть поляна-плотбище с избами, т.к. там делали "зырянские каюки" и струги для последующего сплава по Тые-Кети-Енисею. Судя по старым фотографиям, это были довольно крупные многометровые и широкие лодки, что вполне оправданно, т.к. на них перевозились грузы, доставляемые по волоку. Каюк - это "челн с бортами, грузовое крытое судно с каютой на корме, парусное, весельное, ходит и на бечеве". "Каюк страдный" – это, как мне кажется, лодка-трудяга, грузовая лодка. Струг – плоскодонное парусно-гребное судно для перевозки людей и грузов, имело каюту и было длиной 20-45 метров, а шириной 4-10 м. Подобные лодки до сих используются староверами низовий Енисея (я сам видел такую на р.Кас). Вряд ли на Тые строили маломерки, чтобы через полдня снова груз перегружать. Неудобно это. По такому пути пошли на Обь-Енисейском канале и намучались. Из практики перевозки чая (он тоже шел по Маковскому пути) известно, что грузы не везли по волоку непрерывным потоком, а накапливали, чтобы потом сплавить по большой воде в мае-середине июня. Так что на той поляне могли быть и амбары. Найти это место было бы интересно, хотя нынешние ручьи стали намного мелководнее, а Рыбная вообще летом пересыхает из-за вырубленного леса. 4. Какие грузы перемещались по волоку? Через Маковское шло зерно, соль, "пушечные запасы" казакам в остроги, "денежная, ясачная и пороховая казна, енисейские, красноярские, илимские и якутские воеводы и служилые люди с их челядью и пожитками, светские и духовные посланники" и другие представители власти. Каждому крестьянину приходилось делать такие поездки до 20 раз в год. Летом перевозки занимали до десяти дней (возили соболиную казну), а зимой до 3-х месяцев.
Очевидно, что первоначально волок нынешнему зимнику не соответствовал, но позднее, с увеличение грузопотоков, сплавом по Тые стали пользоваться лишь в большую воду, а волок продлили непосредственно до Кеми. Это означает, что д.Ялань возникла как ямская станция на дороге к Енисейску (считается, что это произошло в 1640-е годы). Другой ямской станцией возможно была д. Вахрушевка, что в 30 км от Маковского, на р.Антошка. Местонахождение д.Рыбной на середине между Вахрушевкой и Яланью, в эту схему не укладывается.
_________________ Среди нехоженных дорог одна - моя...
|