Форум Енисейских казаков

Форум ищет главного администратора
Текущее время: 29 мар 2024, 16:13

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: НА ЛИНИИ ФРОНТА - ЗАПОЛЯРЬЕ
СообщениеДобавлено: 01 сен 2016, 18:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
ОБОРОНА ДИКСОНА В АВГУСТЕ 1942 ГОДА.
Только смелость и решительность защитников Диксона в августе 1942 года привела к отказу фашистов от захвата Северного морского пути. Впрочем, об этих планах стало известно только в последнее время.

В советской историографии под обороной Заполярья в годы Великой Отечественной войны обычно подразумевают боевые действия против немцев и финнов на Кольском полуострове, защиту Мурманска, полуостровов Средний и Рыбачий. Однако мало кому известно, что битва за богатства русского Севера началась задолго до той войны, и не на Кольском полуострове, а на Таймыре, в районе современных городов Норильска и Дудинки.
О том, что эта земля богата медными рудами, знали ещё с XVII века, но первое плавильное производство появилось здесь лишь в 1860 году. Купцы Сотниковы построили на Таймыре медеплавильную печь.
Примерно в это же время русский учёный А. Ф. Миддендорф обнаружил в здешних краях залежи углей. А чуть позже другой известный учёный и естествоиспытатель - будущий организатор русской полярной экспедиции 1900 года Ф. Б. Шмидт - составил описание угольных месторождений и медистых руд на месте нынешнего месторождения Норильск I.
Параллельно шло освоение Северного морского пути, в ходе которого норвежская полярная экспедиция Ф. Нансена (1893-1896 годы) и русская полярная экспедиция барона де Толля (1900-1902 годы; кстати, в её составе был и лейтенант флота, будущий адмирал А. В. Колчак) добрались до полуострова Таймыр и устья реки Енисей.
Интерес к этому региону рос, внимание российских и иностранных исследователей привлекали сказочные богатства енисейского Севера, ещё не разведанные, но уже будоражившие воображение многих предпринимателей.
В 1900-1910 годах в России начался настоящий бум горнопромышленного производства, создавались отечественные и совместные с иностранцами концессии и акционерные общества. А в самый разгар гражданской войны - в 1919 году - русский геолог Н. Н. Урванцев, при поддержке тогдашнего правителя Сибири адмирала Колчака, обнаружил в окрестностях нынешнего Норильска руды, содержащие платину.
Следующие экспедиции, отправленные уже при советской власти, в 1925 и 1930 годах, нашли обширные медно-никелевые месторождения (ныне Норильск II). В 1935-м, под эгидой НКВД СССР, здесь началось строительство перерабатывающего комбината. Молодая советская республика щедро "отблагодарила" первооткрывателей арктических богатств. Последний из династии Сотниковых - Александр Александрович, ставший в годы гражданской войны атаманом Енисейского казачьего войска,- был расстрелян в 1920 году как враг народа. Николай Николаевич Урванцев, хоть и миновал расстрела в 20-е годы, позднее стал узником ГУЛАГа. По иронии судьбы его в качестве заключённого направили на строительство Норильского комбината, перерабатывавшего руду, им же ранее открытую.
Контроль над Заполярьем
Между тем дело шло к началу новой мировой войны. Как известно, И. В. Сталин всячески старался отсрочить её начало. После подписания небезызвестного пакта Молотова - Риббентропа по Севморпути прошёл немецкий крейсер "Комет", на котором была установлена самая современная по тем временам аппаратура радиоперехвата, радиопеленгования и гидроакустического наблюдения. Благодаря этому германский морской штаб отлично ориентировался в нашей арктической зоне, что позволило немцам в самом начале войны тайно создать в Карском море несколько своих баз для подводных лодок и самолётов.
Только в 50-е годы прошлого столетия стало известно, что на островах Новой Земли, которая как бы нависает с северо-запада над Карским морем и полуостровом Таймыр, нацисты создали секретные базы. Там же были открыты опорные пункты, где садились тяжёлые транспортные самолёты, заряжали аккумуляторные батареи и загружали торпеды и мины немецкие подлодки.
Ещё один небольшой опорный пункт со значительным запасом топлива для гидросамолётов и подлодок был совершенно случайно обнаружен охотниками-промысловиками восточнее - в дельте реки Лены. Нашли его лишь в 1975 году.

В начале войны в стране катастрофически не хватало никеля - стратегического материала, необходимого для производства танков. СССР вынужден был закупать его за границей. Однако уже к 1 мая 1942 года из Норильска в Дудинку отправился паровозный состав с первыми тоннами товарного никеля, который был произведён на местном заводе.
Из Дудинки металл самолётом доставили в Красноярск, а оттуда - на Урал. В августе того же года с конвейера сошёл первый танк, броня которого была изготовлена из норильского никеля.
Немцы всеми силами стремились помешать этому. В соответствии с их планом, подводные лодки должны были установить мины в устье Енисея, чтобы полностью перекрыть советским судам доступ с моря в порты Дудинка и Игарка. Кроме того, в случае захвата подробных карт речного фарватера противник должен был нанести мощный артиллерийский удар по заполярной Дудинке.
У фашистов были и далеко идущие планы в отношении некоторых категорий советских заключённых ГУЛАГа. Они, учитывая плохие условия содержания десятков тысяч зэка в лагерях на Севере, планировали высадить здесь свой десант, чтобы поднять восстание в целом ряде красноярских и норильских ИТЛ.
В мае 1942 года был издан приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путём. Документ подготовили к 1 июля. Немцы предусмотрели, что главным препятствием для них станет не советский флот, а климатические условия Заполярья. Они решили сделать ставку на внезапность и максимальное использование средств разведки, в том числе авиационной.
Главной действующей силой немецкого проекта стал тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер". Командир крейсера - каперанг (капитан 1-го ранга) Вильгельм Меендсен-Болькен - получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить важные полярные порты Северного морского пути. Таким образом немцы рассчитывали сорвать доставку грузов по Севморпути как минимум до конца 1943 года.
В результате этих действий далёкий заполярный Норильск, который, казалось бы, находился за тысячи километров от театра военных действий, оказался почти на линии фронта.
Карская "охота"
С августа 1942 года Карское море превратилось в передовую линию обороны на северном крыле огромного советско-германского фронта. К сожалению, это стало понятно, лишь когда советские транспорты и боевые корабли стали гибнуть от торпед немецких подводных лодок.
В те годы снабжение Норильска осуществлялось в основном по Северному морскому пути. Продукцию комбината доставляли в порт Дудинка, оттуда она шла вниз по Енисею и через Енисейский залив попадала сначала в Карское, а затем в Белое и Баренцево моря, держа курс на порты замерзающего зимой Архангельска или круглый год незамерзающего Мурманска.
Известно, что первые мины в Енисейском заливе немецкая подлодка U-636 установила 28 августа 1942 года. Летом того же года пароход "Тифлис" доставил свыше 8 000 тонн груза для Норильского комбината, но 6 сентября этот грузовой корабль затонул в заливе, подорвавшись на немецких акустических минах с часовым механизмом.
Всё говорит о том, что немцам в самом начале войны удалось создать в нашем далёком тылу целую инфраструктуру, о которой до сих пор мало что известно.
На активную "охоту" в Карское море за три недели до выхода немецких рейдеров-броненосцев отправились немецкие подводные лодки. На подходе к проливу Югорский Шар одна из подлодок разгромила очередной советский караван, состоявший из трёх невооружённых буксиров и двух барж, на которых перевозили рабочих Нарьян-Марского порта и заключённых из отделений Севураллага. Тогда в холодных водах Арктики погибли свыше 300 человек. Тогда спастись удалось лишь троим заключённым, которые, находясь в холодной воде, держались за обломки строительного мусора и в конце концов сумели доплыть до одного из арктических островов, где находилась советская полярная станция. Одним из этой счастливой троицы был мой родной дед - М. Ф. Байкалов, казак из станицы Монок Минусинского уезда, осуждённый в 1937 году по печально знаменитой 58-й статье как враг народа.

Затем, 26 августа 1942 года, германский броненосец повернул в направлении Енисейского залива и приступил к выполнению второго этапа операции - уничтожению судов, находившихся в порту Диксон, обстрелу угольных складов, радиостанции "Новый Диксон", захвату руководящего состава западного сектора советской Арктики. Немцы были уверены, что здесь они не встретят серьёзного сопротивления,- но ошиблись.
"Адмирал Шеер" сделал несколько залпов по судам, стоявшим на рейде, и повредил некоторые из них. Немцы уничтожили огнём дома и казармы моряков и полярников Диксона, новый радиоцентр и все запасы угля и дизельного топлива на соседнем с Диксоном острове Конус.
Однако после серии ответных выстрелов 152-миллиметровых орудий под командованием старшего лейтенанта Н. Корнякова противник, прикрывшись дымовой завесой, был вынужден отказаться от дальнейшего наступления и уйти в море. Отказались они и от плана высадки немецкого морского десанта. В неравном бою по защите Диксона погибли несколько матросов-артиллеристов, ещё несколько человек из состава орудийной прислуги получили ранения и контузии.
Позднее раненные в том бою краснофлотцы были вывезены самолётами в Норильск, где их в городской больнице лечил медперсонал, укомплектованный в основном заключёнными Норильлага. Позднее все участники того боя были награждены медалями: "За оборону советского Заполярья" и "За победу над Германией".
Спасибо вам, защитники Севера!
После не очень удачного обстрела немцы поняли, что отдельные надводные рейдеры не подходят для действий в восточном, далёком от главных баз Карском море. И сосредоточились на проведении подводных операций. Из документов известно: с августа по сентябрь 1943 года советские посты Войск воздушного наблюдения, оповещения и связи ПВО Северного флота более 80 раз обнаруживали неизвестные субмарины, действовавшие вблизи наших берегов.
Немецкие подводные лодки за годы войны нанесли серьёзный урон советским арктическим конвоям, транспорты которых везли ценные импортные грузы и оборудование по Севморпути, в том числе - для жизнеобеспечения оборонного Норильского горно-металлургического комбината. В акватории Карского моря погибли более трёх десятков советских транспортов и боевых кораблей, а также более полутора тысяч военных или гражданских моряков, гражданских специалистов и полярников.
Для обеспечения безопасного прохода наиболее ценных судов и конвоев в каждом случае проводились защитные военно-морские операции. Оборону держали миноносцы, тральщики и самолёты. С началом арктической навигации 1944 года на Новую Землю, острова Диксон и Вайгач были переведены две трети всех кораблей Беломорской военной флотилии. Так, в состав Карской военно-морской базы, расположенной на Диксоне, были переданы 5 эсминцев, 21 тральщик, 5 сторожевых кораблей, 5 больших судов-охотников и так далее.
В отличие от летней навигации 1943 года, когда к востоку от Диксона ещё ходили одиночные суда без охраны, в 1944-1945 годах их уже в обязательном порядке сопровождали конвои. Карская военно-морская база контролировала ситуацию в акватории силами примерно 30 кораблей и катеров, 20 гидросамолётов.
Кроме того, в её состав входили аварийно-спасательные, гидрографические и медицинские подразделения, части связи и тыла, а также несколько береговых артиллерийских батарей на островах и побережье. Моряки-североморцы, действовавшие в годы Великой Отечественной войны в восточном секторе Арктики, внесли свой достойный вклад в дело разгрома фашистов и их союзников на тяжелейшем морском театре военных действий.

Сергей БАЙКАЛОВ.
Абакан.



P S данный материал ранее был опубликован в газете КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НА ЛИНИИ ФРОНТА - ЗАПОЛЯРЬЕ
СообщениеДобавлено: 01 сен 2016, 20:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3051
Откуда: Владивосток
Енисеец очень интересная информация, если не против, я размещу эту статью на морском форуме.
http://sea-wave.ru/forum/showthread.php ... #post30944

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НА ЛИНИИ ФРОНТА - ЗАПОЛЯРЬЕ
СообщениеДобавлено: 01 сен 2016, 22:35 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 02:22
Сообщений: 1516
Стрелок писал(а):
Енисеец очень интересная информация,

Полностью с тобой согласен Петр Николаевич


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НА ЛИНИИ ФРОНТА - ЗАПОЛЯРЬЕ
СообщениеДобавлено: 02 сен 2016, 09:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 10:01
Сообщений: 1307
не против. только бы неплохо вместе с нею отправить и фото подобного типа.Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НА ЛИНИИ ФРОНТА - ЗАПОЛЯРЬЕ
СообщениеДобавлено: 02 сен 2016, 14:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2013, 14:01
Сообщений: 3051
Откуда: Владивосток
Енисеец фото добавил.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB